
Рабочая тетрадь является необходимым дополнением к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников. Тетрадь содержит большое количество заданий, выполняя которые ученики овладевают необходимыми знаниями и совершенствуют полученные на уроках умения. Издание ориентировано на коммуникативный подход к преподаванию русского языка. Тетрадь подготовлена для работы в классе и дома.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Часть 1. Формат: pdf
Произношение ударных и безударных гласных, обозначение их на письме. Безударные [е], [ы], [о] в корнях слов
Цель: обучающая — углубить знания учащихся о правилах произношения и обозначения на письме ударных и безударных гласных; формировать навыки произношения и написания безударных [е], [ы], [о] в корнях слов, обосновывать орфограмму соответствующим правилом; развивающая — развивать фонематический слух, внимание, память; воспитательная — способствовать формированию осознания приоритетных ценностей в жизни.
Оборудование: учебник, таблицы-схемы, презентации.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют правильно произносить ударные и безударные гласные, обозначать их на письме, обосновывать соответствующим правилом; осознают, что в жизни самое ценное.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Проверка выполнения домашнего задания: чтение и обсуждение написанных произведений, комментарии учителя, оценивание
II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обращение учителя к ученикам
— Много ошибок, которых допускают ученики на письме, связано с употреблением безударных гласных. Сегодня мы вспомним изученные по этой теме правила и поупражняемся в написании слов с орфограммами.
III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. Проработка темы по материалам учебника, таблицами, презентациями
В корнях слов с безударным [е] пишем букву е
В буквосочетаниях-эре -, — эле-
Берег, дерево, шелест, зелень
Если при изменении слова [е] чередуется с [и]
Осени-осень, на печи-Печь
Если при изменении слова [е] выпадает
Палец — пальца, ветер — ветра
В корнях слов с безударным [ы], пишем букву ы
В буквосочетаниях -ры -, — ли-
Трепет, тревога, сглатывать
В корнях бер-бир, дер-дир, мэр-мир, пер-пир, стел — стил — происходит чередование е-и; ипишут, если дальше есть слог с отмеченным [а]
Соберу — перебираю, сдеру — задираю, замер — замираю, запер — запираю, застеленный — застилаю
Сомнительный гласный в корнях слов можно проверить ударением, то есть так изменить слово, чтобы [э], [ы] звучали четко
Великий-величие, вдаль-далеко, кривой-криво, непримиримый — мир
Явление чередования и выпадения гласных
Все всегда на месте
Колокол — колокола, ветер — ветра
Бетон — бетона, катер — катера
2. Распределительный диктант
Ø Слова с сочетаниями -ере-, -еле — и -ри-, -ли — запишите в два столбика.
Береза, колодец, крошить, пелена, кровавый, тростник, берег, осторожный, глубокий, блестеть, кривой, дерево.
распределите в первый столбик слова с е, ы, о, проверяемые ударением; во второй — со выпадающим е; в третьей-с буквосочетаниями-эре -, — эле -.
Гордиться, крикливый, голубь, деревянный, кленовый, степной, шелестит, пенек, черешня, лодка, остановить, каждый, камыш, дикарь, убежать, ветер, справедливый, пелена, зелень, жнецы, сестра.
3. Выполнение упражнений
Измените приведенные слова по образцу так, чтобы безударный е чередовался с и. Пары слов запишите.
Например: корня — корень.
Лебедя, кремня, село, принести, семи, луча, везти, плести, шести. (Лебедь, кремень, деревень, принес, семь, луч, телегу, плев, шесть.)
Перепишите. Вставьте пропущенные е и и. Подберите к каждому слову проверочные родственные слова или формы слов и запишите их.
Физкультминутка
4. Работа с высказываниями о деньгах
Ø ПФ Прочитайте и прокомментируйте пословицы и высказывания известных людей.
1. Копейка любит, чтобы ее считали. 2. Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, зато тот, кто их не ищет, — не находит никогда! (А. де Бальзак) 3. Деньги для умных людей средство для глупцов — цель (А. Декурсель).
5. Эвристическая беседа
Что, по вашему мнению, нельзя купить за деньги?
Ø Как вы считаете, стыдно желать себе много денег?
Ø Как бы вы потратили деньги, если бы выиграли в лотерею крупную сумму? А если бы заработали их честным нелегким трудом?
Ø Какие выводы можно сделать о роли денег в жизни человека и об отношении к ним? (Деньги необходимы для обеспечения благосостояния, культурного досуга, обеспечения образовательных услуг и поддержания здоровья. Но деньги нельзя ставить целью жизни.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить упражнение из учебника (по выбору учителя)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
— Я считаю, что наличие достаточного количества денег — это самый главный фактор успеха человека в жизни
Предложения интернет-магазинов