
Сборник диктантов содержит дополнительный дидактический материал по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, однако может быть использован учителем русского языка, работающим и по другим учебникам.
Сборник состоит из 3-х основных разделов: «Повторение изученного в начальной школе», «Систематический курс», «Обобщающее повторение пройденного в 5 классе». Материал 2-ух первых разделов разбит по темам орфографии и пунктуации. Тематика содержания разделов и последовательность расположения материала ориентированы на вышеуказанный учебник.
Диктанты по русскому языку. 5 класс. Формат: pdf
Произношение согласных звуков и обозначение их на письме
Цель: учебная — закрепить знания учащихся о согласные звуки, их произношение и написание; формировать умения и навыки правильного произношения согласных звуков, запись их в транскрипции; развивающая — развивать память, внимание, образное и критическое мышление; воспитательная — воспитывать прилежание, настойчивость, эстетические вкусы.
Оборудование: учебник, схемы, таблицы, презентации, орфоэпические словари.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят согласные звуки и обозначающие их на письме; умеют делать звуковую запись; стремятся быть прилежными и настойчивыми в труде, достижении цели.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обращение учителя к ученикам
— Русский язык считается в мире легкой для изучения, потому что большинство слов пишут так, как произносят и слышат. Но из этого правила есть исключения. О них и пойдет речь на уроке.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Проверка домашнего задания: чтение списка изученных орфограмм
(Учащиеся дополняют и уточняют свои записи.)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка теоретического материала по учебнику, таблицам-схемам, слайдам презентации
2. Выполнение упражнения для наблюдения и осознания изменений согласных в определенных позициях
сделайте орфографическую запись поданных слов.
совпадает правописание этих слов с их звучанием?
3. Объяснение учителя
— Чтобы не ошибаться в правописании, нужно изменить слово так, чтобы после сомнительного согласного появился гласный.
Следует помнить, что эти изменения происходят только в устной речи, на письме они обозначаются. Особенности произношения таких слов нужно учитывать во время написания диктанта.
4. Выполнение тренировочных упражнений
запишите слова, выбрав нужную букву из скобок. Объясните произношение и написание поданных слов.
Физкульт-минутка
Запишите слова в фонетической транскрипции, отразив изменения в произношении согласных.
Сцепить, стараешься, голубка, бесшумный, легкость, быстро, вокзал, сторож, бочка, сказка, низкий, прибежать, везти, молотьба, ноготки.
перепишите пословицу. Поданные в транскрипции слова запишите орфографически и объясните способ проверки. (Работа у доски.)
Творческое задание. Составьте и запишите предложения с данными словами. Обоснуйте написание этих слов. (Можно объединить в логическую цепочку или сочинение-миниатюру.)
Футбол, вокзал, рюкзак.
Образец учителя. Мы с рюкзаками пришли на вокзал, чтобы поехать за город на футбол.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить упражнение из учебника (по выбору учителя или учащихся). Подготовиться к контрольному диктанту.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
— Я восхищаюсь людьми, которые умеют красиво, правильно, умно говорить.
Предложения интернет-магазинов