
Учебник является сразу справочником для учеников и наглядными таблицами для работы в классе. В таблицы включена основная информация по темам, которые изучаются в 1-4 классах. Пособие составлено учителями-практиками по материалам проводимых уроков.
Таблицы по русскому языку для начальной школы. Формат: pdf
Урок развития речи. Установление связи в предложениях. (Упражнения 58-62)
Тема. Установление связи в предложениях. (Упражнения 58-62).
Цели. Закрепить умение определять основу предложения, устанавливать связи между всеми членами предложения; обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: осенние пейзажи, орфографические словари.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
1. Упражнение «Интервью» (по материалам домашнего упражнения 57).
— Расскажите обо всех словах, употребленных в переносном значении.
— Назовите грамматическую основу в каждом предложении.
— Изобразите на доске звуковые модели выделенных слов.
2. Аукцион «Кто больше расскажет».
— Расскажите все, что вы знаете о предложении.
III. Сообщение темы и заданий урока.
— Сегодня мы продолжим работать над темой «Главные и второстепенные члены предложения». Будем закреплять понятия о главные и второстепенные члены предложения, связь слов в предложении, составлять предложения по схемам.
IV. Восприятие и осознание учениками нового материала.
1. Упражнение «поработаем вместе» (упражнение 58).
а) чтение текста, размышление над первой задачей упражнения.
б) Комментируемое списывание второго абзаца упражнения.
— Назовите словосочетание существительного с прилагательным.
— С помощью чего связаны у них слова? (С помощью окончаний.)
— Исследуйте и назовите слова, употребленные в переносном значении.
2. Самостоятельная работа (по материалам и образцу упражнения 59).
Физкультминутка.
3. Списание с заданием (упражнение 60).
— Прочитайте текст, выясните значение неизвестных слов.
— Спишите, вставляя нужные буквы, при необходимости воспользуйтесь словарем.
— Каким в целях высказывания и интонацией является последнее предложение?
— Установите связи между членами в этом (последнем) предложении. (Природа (что делает?) творит; творит (что?) чудеса; чудеса (какие?) настоящие!)
— Какую новую информацию вы узнали из этого упражнения?
4. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
По желанию учителя объем диктанта можно уменьшить. а) Чтение текста, выяснение значений неизвестных слов.
б) запись объяснительной диктанта.
в) Выполнение заданий.
— Подчеркните основу в первом, втором и четвертом предложении.
— Одно из предложений с подчеркнутой основой проработайте по алгоритму (приложение 4).
— В первом предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите свое мнение. (Начищенный.)
— С помощью вопросов установите связь между словами в первом предложении (устно).
5. Каллиграфическая минутка.
— Запишите каллиграфически вопрос кто?, что делают?, какую? что?.
— Составьте предложение по этим вопросам, запишите его, устно установите связь между словами в предложении.
6. Составление предложений по схемам.
Учитель показывает, что к одному предложению можно составить две схемы (а, б). Здесь стоит отметить, что только между подлежащим и сказуемым устанавливается двусторонняя связь (наглядно показано на схеме б). В других случаях вопрос ставится от главного слова к зависимому.
7. Коллективное выполнение упражнения 61 (составление и запись предложений по схемам, представленным в учебнике).
8. Упражнение «Диалог на тему» (урок 62, задача 1).
V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
1. Предупредительный диктант с заданием.
а) запись диктанта с предыдущей словарной работой.
б) задание к тексту.
— Подчеркните главные и второстепенные члены предложения в первых предложения каждого абзаца диктанта.
— Постройте схему до последнего предложения.
— К слову легко подберите проверяемое слово. (Легонько.)
2. Упражнения для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).
VI. Игра «Молния».
Учитель называет короткие предложения, а ученики быстро с помощью вопросов устанавливают связь между словами в предложении (устно).
VII. Сообщение домашнего задания с предыдущим инструктажем.
С. 33, упражнение 62 (задание 2).
Предложения интернет-магазинов