Русский язык. 5 класс. Учебник. Часть 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Пособие подготовлено для учеников 5-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует ФГОС основного общего образования, является продолжением непрерывного курса русского языка и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Русский язык. 5 класс. Учебник. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 5 класс. Учебник. Часть 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные члены предложения. (Упражнения 63-65).

Цели. Формировать понятие о однородные члены предложения, учить определять главные члены, самостоятельно составлять предложения с однородными членами; развивать чувство слова.

Оборудование: таблица«Однородные члены предложения», индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

1. Определение грамматической основы в каждом предложении домашней упражнения.

Устно установите связи между членами любого предложения (на выбор) домашнего упражнения.

2. Работа с индивидуальными карточками.

— Дети, кто желает проверить себя, выберите карточку с предложениями и проработайте это предложение по алгоритму (приложение 4), письменно установите связь между словами в этом предложении.

Можно предложить одинаковые карточки нескольким ученикам, а можно подойти к этой задаче дифференцированно.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Комментированный диктант.

Информация для учителя

Комментированный диктант — это «думание вслух» во время записи воспринятого на слух текста. Педагог имеет возможность контролировать в каждом конкретном случае, насколько ученик овладел теорией, как умеет применять правила, правильный ли у него ход мысли. Как показывают наблюдения, ребенок часто пишет вдогад, интуитивно, комментируемое же письмо имеет своей задачей приучать школьника аргументировать выбор орфограммы или разделительного знака.

Выработались такие правила проведения данного диктанта.

1. Учитель диктует текст ученикам всего класса, к доске не вызывает никого.

2. Один из учеников, предварительно определенный учителем, не вставая, записывает продиктованное вместе с другими, громко и четко проказывает слова, кратко объясняет их написание, употребление знаков препинания.

3. Ученики класса внимательно следят за произношением и комментированием своего товарища и пишут слова, выслушав их объяснения.

4. Если ученик испытывает трудности в объяснении слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик. На первых порах комментаторами становятся школьники с высоким уровнем знаний, через некоторое время эти функции поочередно выполняют все дети класса.

5. Если кто-то из учеников класса не знает или не понял, как написать слово, он может громко его произнести, не вставая с места и не спрашивая учителя. Комментатор еще раз объясняет правописание этого слова.

6. Учитель внимательно следит за работой всего класса, обращая особое внимание на учащихся с начальным уровнем знаний. Часто встречается в практике учителей так называемое произвольное комментирование, когда комментарий объясняет лишь необходимые, по его мнению, орфограми, другие же слова четко проговаривает без объяснения. Если же ученик обходит нужны орфограми, то привлекаются другие школьники или комментирует сам учитель.

а) Слушание текста диктанта, выяснение значений неизвестных слов, запись диктанта.

б) Выполнение заданий на материале диктанта.

— Определите главные и второстепенные члены предложения в первом и втором предложении.

— Постройте схему первого предложения.

— Проблемное задание: определите главные члены предложения в третьем предложении.

В ходе выполнения этой задачи выясняется, что в предложении может быть несколько сказуемых. Отсюда начинает формироваться понятие об однородных членах предложения.

IV. Восприятие и осознание учениками нового материала.

1. Работа с таблицей.

2. Коллективное выполнение упражнения 63.

Вывод. Однородными бывают подлежащие, присудки и второстепенные члены предложения.

3. Работа с правилом (с. 34, как подтверждение вывода предыдущего упражнения).

Ученики делают попытки привести свои примеры.

4. Каллиграфическая минутка творческого характера.

В поле растут васильки, … . (Однородные подлежащие: ромашки, маки.) Соловейки пели, … в ночном лесу. (Однородные сказуемые: щебетали, заливались.)

Физкультминутка.

5. Упражнение» познаем о художниках » (упражнение 64).

а) Чтение текста, выяснение неизвестных слов.

б) беседа по смыслу.

в) Выписывание из текста однородных членов предложения вместе со словами, от которых они зависят.

Образец:

Использовала акварель и гуашь.

6. Рубрика «Слово про слово».

Акварель-клеевая краска, разводимая водой.

Гуашь — краска, растертая на воде с примесью белил.

V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

1. Упражнения для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).

2. Практическая работа над предложениями, записанными на доске.

— Определите основу каждого предложения, а также однородные члены этих предложений.

Серенькое котенок вышел на взлетную тропинку, на мгновение застыл, а потом рванул с места.

Оно пробежало всю тропинку и врезалось в ель.

— Составьте рассуждения » что было дальше?».

VI. Итог урока.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Какие члены предложения называют однородными?

— Какие члены предложения могут быть однородными?

VII. Сообщение домашнего задания с предыдущим инструктажем.

С. 34 правило, с. 35 — упражнение 65.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.