
Рабочая тетрадь по русскому языку направлена ученикам и является составной частью УМК Т.А. Ладыженской, М.А. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Все упражнения и задания тетради структурированы в соответствии с разделами учебника и подготовлены для организации закрепления и проверки знаний учеников по русскому языку в 5 классе. Разнообразные упражнения, творческие задания по развитию речи могут быть использованы преподователем для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе.
Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Формат: pdf
Слово. Слово как компонент предложения. Лексическое значение слова. Слово как часть речи. Подбор слов для дополнения предложения. Составление предложений определенного содержания. Перевод текста с описанием
Цель: учебная-повторить с учениками сведения о слове-его лексическое и морфологическое значение; развивающая-развивать навыки описания предметов, животных, а также составление простого плана, устного выборочного перевода художественного текста, содержащего описание предмета, животного; воспитательная-способствовать формированию бережного отношения к природе, пониманию своей ответственности за ее состояние.
Оборудование: набор иллюстраций с изображениями предметов и животных.
Тип урока: повторение и обобщение изученного в начальных классах.
Ожидаемые результаты: ученики знают о лексическое и морфологическое значение слова, обладают различными типами речи; умеют составлять простой план, выборочно пересказывать художественный текст, содержащий описание предмета, животного.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Проверка домашнего задания
(Ученики читают и комментируют произведения, составленные по пословицам о школе, учебе и знаниях.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Обращение учителя к ученикам
— Наверное, у каждого из вас есть домашний любимец — собачка, кошечка, попугайчик, хомячок или рыбки . так издавна повелось, что животные живут рядом с людьми и являются ее друзьями. Однако всегда ли люди относятся к зверям, птиц супружескому, как вы думаете?
(Ученики отвечают на вопросы учителя.)
Эвристическая беседа
Какие выводы можно сделать из этих рассуждений?
как следует обращаться с бездомными собаками, котами? А с дикими зверями?
Как такие проблемы решают цивилизованным путем?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слушание отрывка художественного текста с описанием птицы
2. Словарная работа
Определите лексическое значение слова «ракушка».
3. Коллективное составление плана отрывка
План
1. Смотрю на чайку. (Опорные слова: не свожу глаз, восхищаюсь, красивая птичка.)
2. Вид птицы. (Опорные слова: на длинных ногах, белая голова, толстая шея, черные глаза-бусинки, серо-голубые крылья с черными кончиками, большой и крепкий клюв.)
3. Чайка будто говорит к человеку. (Опорные слова: глаза умные, добрые, любознательные; хочет, не умеет сказать.)
4. Языковедческий практикум
Какие предложения по цели высказывания и по интонации использованы в описании? (Повествовательные, вопросительные; неокличні и восклицательные.)
К какой части речи относятся опорные слова этого текста: птичья, сердце, чайка, ноги, голова, шея, глаза, крылья, клюв? (К существительным.); сижу, замирает, сказать, умеет? (К глаголам.)
С помощью какой части речи мы узнаем о цвете птицы (желтые, белые, черные, голубоватые), размеры и форму (большая, круглые, большой), качества (любознательные, добрые)? (С помощью прилагательного.)
К какому типу речи относится отрывок? (Описание с элементами оценки.)
Какова главная мысль текста? (Человек должен дружить с природой, жить в гармонии с ней.)
5. Устный перевод отрывка художественного текста «Чайка» с описанием птицы
Физкультминутка
6. Самостоятельное прочтение текста, составление к нему простого плана и выборочный устный (при наличии времени и письменный) перевод описания животного
План
1. Рыженький туловище, беленький кончик хвоста.
2. Пушистый хвост, уши с кисточками, внимательные глаза.
3. Нерешительность и осторожность белочки.
4. Любознательность и доброжелательность зверька.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить небольшое письменное описание домашнего любимца (или животного, которое вы хорошо знаете)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите утверждение и обоснуйте его: «Больше всего мне запомнился рассказ про … , потому что … .
Предложения интернет-магазинов