Русский язык. 5 класс. Диктанты и изложения. Соловьева Н.Н.

Этот сборник составлен в соответствии с программой по русскому языку для 5 класса и представляет собой комплексное пособие, которое позволит преподавателю в известной мере реализовать современные требования к формированию правописной грамотности и речевых умений учеников.
Главная идея пособия — облегчить преподавателю подбор тренировочного и контрольного материала по каждой теме и помочь разнообразить виды и организационные формы работы на уроке.
Книга состоит из 9 разделов, которые отражают основную структуру учебника «Русский язык. 5 класс» для учеников общеобразовательных учреждений (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.).

Русский язык. 5 класс. Диктанты и изложения.  Формат: pdf

Русский язык. 5 класс. Диктанты и изложения. Соловьева Н.Н.

Лексическая ошибка и условное ее обозначение (практически)

Цель: обучающая — дать учащимся понятие о лексическую ошибку и способы ее устранения; развивающая — развивать практические навыки распознавания лексических ошибок и способов их избежания, умение редактировать собственные и чужие тексты; воспитательная — помочь учащимся осознать значение правильного, чистого, выразительного устной и письменной речи для успехов в учебе и будущей профессии.

Оборудование: карточки, таблицы, учебник.

Тип урока: практикум.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют замечать и исправлять лексические ошибки в своей речи; понимают значение правильного, чистого, выразительного речи для успешного обучения и профессионального роста.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с текстом

Сегодня ко мне пришел мой сердечный друг. У него, сердешного, было очень много работы, и он совсем не имел времени на общение. У его дедушки случился сердечный приступ, и парень должен был за ним присматривать.

как вы считаете, в каком предложении автор дает положительную оценку другу, в котором выражает ему сочувствие, а в каком называет неприятность, постигшую его?

Слова «сердечный» « «сердешного»,» сердечный » похожи. Что случилось бы, если бы их спутали? О чем стоит помнить, пытаясь правильно донести свою мысль до слушателя?

Сделайте выводы. (Слова должны уживаться в соответствии с их значением, иначе смысл высказывания исказится и слушатели неправильно поймут.)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания

ПФ чтение учениками и обсуждение заключенных словариков на тему любимых занятий

III. ПРАКТИКУМ

1. Обработка таблицы возможных лексических ошибок

(Правильный вариант ученики добирают коллективно.)

Возможная ошибка

Пример

Правильно

Употребление слова в несвойственном для него значении

Он очень тактичен в своих высказываниях

Он очень тактичен в своих высказываниях

Нарушение лексической сочетаемости

Мы торжественно пошагали на прогулку в парк

Мы весело пошли на прогулку в парк

Употребление в одном предложении близких однокоренных слов, одинаковых слов (тавтология)

Этот писатель пишет интересные произведения для детей

Это художник пишет интересные произведения для детей

Дублирование содержания в словах

За первое место на соревнованиях мне подарили памятный подарок

За первое место на соревнованиях мне вручили ценный подарок

Употребление слова, не свойственного описываемой эпохе

Кочевые племена нападали на украинские села, используя запрещенную технику

Кочевые племена нападали на украинские села, используя жестокие способы окружения и поджога

Употребление слов, не присущих украинскому литературному языку

Подай мне, пожалуйста, полотенце!

2. Ролевая игра «Редакторы» (или «Учителя») (работа в группах)

Исправьте лексические ошибки в тексте.

1. Мы вручили ветеранам приветственный адрес. 2. Моему старшему брату задали домой написать свою автобиографию. 3. Хватит тебе чуш молоть! 4. На классный час к нам приехали писатели и поэты из областного центра. 5. Моя мама принимает активное участие в работе школьного родительского комитета. 6. Это мероприятие меня совсем не заинтересовало. 7. Адресант вбросил в почтовый ящик письмо и облегченно вздохнул.

III группа

Исправьте текст, воспользовавшись словами для справок.

На берегу озера лежал желтый песок. Вдали виднелся небольшой желтого цвета дачный домик. Рядом рос сад, в котором деревья были просто облеплены какими-то желтыми плодами, видимо, очень вкусными. А над всем этим сияло желтое солнышко, посылая на землю ласковые желтые лучи. Загорелые, почти желтые дети играли в воде.

Слова для справок: оливкового, оранжевыми, золотое, золотистые, бронзовые.

IV группа

Составьте предложения, в которых приведенные слова имели бы приведенные значения.

1. Волноваться: а) покрываться волнами; б) быть озабоченным, возбужденным.

2. Восторженный: а) взят, схвачен; б) взволнован, полон радости.

3. Топить: а) жечь в печи; б) погружать в воду.

3. Сообщение учащихся о работе в группах. Комментирование учеников и учителя

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Знать виды лексических ошибок, уметь их устранять. Выполнить упражнение из учебника по выбору.

Составить табличку самых распространенных лексических ошибок (5-10 примеров) Принести на урок словари, что есть дома: энциклопедические, профессиональных слов и тому подобное.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Что, по вашему мнению, важнее — знать много слов и уметь их правильно использовать в речи?

Какие слова важно использовать в общении с другими людьми?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов