Русский язык. Учебник. 5 класс. Часть 2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса.

Русский язык. Учебник. 5 класс. Часть 2. Формат: pdf

Русский язык. Учебник. 5 класс. Часть 2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Цель: обучающая — дать учащимся понятие о речи, виды речевой деятельности, общения устная и письменная, монолог, диалог, адресата речи и типы речи и правила общения; развивающая — развивать навыки владения всеми видами и типами речевой деятельности, правилами этикета при общении; воспитательная — способствовать формированию толерантного отношения к другим людям, чувства уважения к ним, вежливости, приветливости, доброжелательности, внимательности к собеседнику, сдержанности, тактичности; умение противостоять манипулятивным воздействиям.

Оборудование: книги И. Томана и другие произведения о правилах общения и этикет.

Тип урока: развитие связной речи (устной и письменной).

Ожидаемые результаты: ученики знают о виды речевой деятельности, типы речи, адресата речи, правила общения; умеют составлять и вести диалог по предложенной ситуации; осознают потребности в общении, знании правил общения и умение соблюдать их; анализируют и осуществляют внутренний самоконтроль за соблюдением правил общения; распознают манипулятивное общение и оценивают его как опасное и нежелательное; прогнозируют возможные последствия манипулятивного воздействия.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— В жизни человеку приходится постоянно общаться (с другими людьми, животными, растениями и природой). общение с людьми происходит по определенным законам, этическим нормам. Наиболее правильный путь к общению-это внимание и вежливость. Не может высказываться интересно тот, кто ничего не читает, у кого малый словарный запас слов, кто не общается с товарищами, кто не путешествует (виртуально или по-настоящему).

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания

(Учащиеся рассказывают о значении родного языка и его богатство, о украинский язык как государственный; читают подобранные пословицы о слове, языке, комментируют их; выражают свою позицию относительно свободного владения каждым человеком на языке того государства, гражданином которого она является.)

2. Эвристическая беседа

В каком документе зафиксировано языковые права и обязанности граждан Украины?

Как вы относитесь к тем, кто много лет проживает в Украине, но принципиально не хочет изучать государственный язык и пользоваться им?

что вы сказали бы человеку, который пренебрежительно относится к украинскому языку, считает его крестьянским, грубым? (Вспомните случаи в кафе и магазинах, когда людей отказывались обслуживать только за то, что они обращались к официанту или продавцу на украинском языке.)

III. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1. Работа с учебником. Ответы на вопросы, выполнение упражнений и заданий (выборочно)

(Ученики прорабатывают понятия: речь как деятельность, виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), их особенности. Узнают о разновидностях речевого общения: устное и письменное, монологическое и диалогическое.)

2. Проблемный вопрос

— «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость», — говорил известный испанский писатель М. де Сервантес. Эти слова часто упоминают, когда говорят о правилах общения, этике и этикете.
Что такое «вежливость»? (Это искреннее радушие, вовремя высказанные слова извинения или благодарности, умение слушать и уступать. За любым проявлением вежливости, этого желанного для всех и стиля поведения, — доброжелательность к людям.)

3. Укладка этикетного словарика к правилам общения

(Вежливость, приветливость, доброжелательность, сдержанность, тактичность, толерантность и тому подобное.)

Физкультминутка

4. Вспоминание и запись этикетных слов

5. ролевая игра. составление и разыгрывание диалогов (в парах)

Ситуации общения

• Вам нужно взять учебник по математике в школьной библиотеке на летние каникулы для повторения, но книги там обычно не выдают.

• Вам нужно получить разрешение классного руководителя на то, чтобы уйти из школы на час раньше по семейным обстоятельствам.

• Вам позвонил незнакомец и от имени ваших родителей попросил принести некоторые документы и деньги, потому что иначе у них будут неприятности (или сообщил, что родители в больнице).

• Вам позвонили в дверь, когда родителей не было дома, и попросили открыть, чтобы проверить счетчик газа (счетчик электроэнергии, воды и тому подобное).

6. Практикум

Определите типы речи предложенных отрывков

(Учитель добирает дидиактический материал по своему усмотрению.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Найти и записать по одному образцу разных типов речи (или составить их самостоятельно).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Эвристическая беседа

О чем, по вашему мнению, свидетельствует наличие в языке разных типов речи?

О какие формулы вежливости вы лично часто забываете, особенно в общении с близкими людьми?

Почему не следует вступать в диалог с незнакомым людям, которые высказывают подозрительные просьбы?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов