
Уникальный практический справочник подготовлен в полном соответствии с современными требованиями программы для начальной школы. Каждый разворот издания приурочен к одной из тем курса русского языка, что изучается в начальной школе. На левых страницах приводится теоретический материал в виде схем и таблице наглядными примерами. Отработать и закрепить навыки применения правил помогут задания разных уровней сложности, расположенные на правых страницах книги. Справочник будет полезен для систематизации знаний учеников, дополнительной проработки сложных тем, подготовки к урокам, самостоятельным и контрольным работам, а также к итоговому тестированию за курс начальной школы.
Русский язык. Практический справочник. 1-4 классы. Формат: pdf
Виды предложений в целях высказывания и интонацией. (Упражнения 50-53).
Цели. Повторить изученное о предложении; продолжить формировать понятие о предложениях по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и интонации ( восклицательные); вырабатывать умение опознавать эти предложения в устной речи, находить их в тексте и составлять самостоятельно.
Оборудование: таблица «предложения», пословица.
Ход урока
И. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
— Дети, вспомните, что означают понятия «язык» и «речь». Какое из этих понятий шире? (Язык.)
— Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
— Что такое предложение? (Группа слов, выражающая законченную мысль.)
— Приведите пример любого предложения. (Примеры предложений.)
— Вспомните, какие бывают предложения в целях высказывания (предлагается рассмотреть таблицу о предложении»).
III. Сообщение темы и заданий урока.
— Итак, на сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тему «Предложение». Считаете ли вы эту тему важной для изучения? (Ответы учащихся.)
Вывод. Без предложений невозможно общение.
— В течение урока мы будем работать, чтобы это доказать.
IV. Восприятие и осознание нового материала.
1. Работа с таблицей «Предложение».
2. Выборочное списывание (упражнение 50).
а) Чтение текста упражнения с учетом знаков препинания в конце предложений, выяснение значений незнакомых слов.
б) Узнавание предложений по цели высказывания.
в) выписка предложений с обращениями.
3. Упражнение «На научной конференции».
Защита собственных исследований и выводов о виды предложений по цели высказывания и интонацией (с использованием таблицы учебника, с. 29, по материалам упражнения 51).
4. Каллиграфическая минутка.
— Составьте слова и предложения с использованием буквы, буквосочетания, слова каллиграфической минутки.
5. Поисковое задание (по тексту упражнения 52).
— Найдите и прочитайте в упражнении 52 предложения, в которых встречается слово с каллиграфической минутки.
— Каковы эти предложения в целях высказывания и интонации?
Физкультминутка.
6. Списание с заданием (упражнение 52, Задание 4).
Спишите третий абзац текста, а также сделайте звуко-буквенный анализ выделенных слов (мечта, красотой).
V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
1. Диктант пословиц и поговорок со следующей самопроверкой.
• Хвали море, а держись земли.
• 3 огнем не шути, с водой не дружи и ветру не верь.
• Будьте здоровы, у кого черные брови!
• Чтоб тебе добро было!
— Сверьте правильность написания диктанта с записью.
— Правильно прочитайте и охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонацией.
2. Творческое упражнение.
На доске записаны предложения (или карточки на каждую парту).
— Определите вид каждого предложения по цели высказывания и интонацией.
• Украинцы любят свою землю.
• Перед едой надо мыть руки.
* За партой следует сидеть правильно.
• Люди должны беречь родную природу.
— Перестройте эти предложения в побудительные, записать. Прочитайте их с интонацией и поставьте соответствующий знак в конце каждого предложения.
3. Упражнение для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).
VI. Итог урока.
1. Упражнение «Мозговой штурм».
— Расскажите все, что вы знаете о предложении.
2. Упражнение » Распознай, перестрой».
VII. Сообщение домашнего задания с предыдущим инструктажем.
С. 30. упражнение 53.
Предложения интернет-магазинов