Правила по русскому языку. Начальная школа. Сост. Клюхина И.В.

Рекомендуемый словарик включает все основные правила по русскому языку, изучаемые в начальной школе. Представлены также памятки, которые помогут школьникам научиться писать сочинения, правильно составлять устные высказывания, производить все виды разбора, грамотно выполнять работу над ошибками. Книга подготовлена для школьников начальных классов и их родителей.

Правила по русскому языку. Начальная школа. Формат: pdf

Правила по русскому языку. Начальная школа. Сост. Клюхина И.В.

Особенности текстов-описаний. Цель этих текстов. (Упражнения 37-41).

Цели. Закрепить знания учащихся о тексте-описание; учить самостоятельно описывать живых существ, предметы, действия; развивать наблюдательность и обогащать словарный запас.

Оборудование: куб с вопросами к теме, таблица «Типы текстов», портреты знаменитых людей, фотопортреты учащихся, таблица «Словарик», чистый лист бумаги, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

На гранях куба записаны вопросы на повторение темы предыдущего урока. Ученики по очереди подбрасывают куб и отвечают на вопросы.

— Какие виды текстов вы знаете?

— Какова цель текста-рассказы?

— С какой целью составляют текст-описание?

— Какова цель текста-рассуждение?

— Что такое тема текста?

— Что такое цель текста?

2. Вопросы к домашнему упражнению.

— К какому типу относится текст домашнего упражнения? (Текст-рассуждение.)

— О чем рассуждается в тексте? (О самом главном в жизни.)

— Какой вывод можно сделать из всех этих рассуждений? (Самое главное в жизни — труд, ибо без труда не было бы ни угля, металла, ни хлеба.)

— А еще без труда не было бы тетрадки, книжки, парка, красивого цветника, величавой уютной строения, а еще — не было бы писателя, врача, инженера, пекаря, пожарного. Потому что, если хочешь чего-то достичь, что-то иметь, надо сначала хорошо поработать.

— А какой ваш самый главный труд на сегодняшний день? (Добросовестное обучение.)

— Как можно назвать слова говорит, говорит, говорит? (Синонимами.)

— Подберите синонимы к слову работать.

III. Каллиграфическая минутка.

1. Рассмотрение портретов знаменитых людей, фотопортретов учеников.

2. Каллиграфический запись в тетрадь слова портрет.

— Дети, слово портрет — это словарное слово. На какой вопрос он отвечает?

— Какой частью речи выражено? (Существительным.)

Итак, запишем в таблицу к существительным слово портрет.

Создавать портреты могут художники-живописцы, художники-графики, фотохудожники, а также поэты и писатели. Портреты, которые пишут художники, мы можем увидеть, а словесные портреты, которые создают поэты и писатели, мы можем прочитать или услышать. Словесный портрет еще называют описанием внешности человека.

IV. Восприятие и осознание учениками нового материала.

1. Ознакомление с текстом-описанием (по материалам упражнения 37).

а) Чтение текста, выяснение значения неизвестных слов.

б) Подбор заголовка к тексту.

в) Выяснение типа текста и его цели (с помощью таблицы «Типы текстов»).

Вывод. Это текст-описание. Его цель — описать внешность человека, то есть ее словесный портрет.

2. Конкурс «Портрет на заказ» (и материалами упражнения 40).

Заказчик — учитель.

Упражнение лучше выполнить на уроке. (Время для выполнения портрета — до 5 мин или дома.)

Выставить предложенные учениками работы, провести отбор лучших. Привлечь к оценке учителя изобразительного искусства.

Физкультминутка.

3. Самостоятельная работа (по задачам упражнения 39) (выполняется на отдельном листе).

Составить и записать текст-описание внешнего вида близкого человека. Указание. Можно создавать описание, опираясь на текст упражнений 37, 38. Работы выполнять на отдельных листах, которые учитель собирает для проверки.

Внимание! Надо знать!

— Немалую роль в озвучивании любого текста имеет интонация. Для текста-рассказа характерен тон сообщения, быстрый или медленный, с повышенным или пониженным голосом. Описание отличается более медленным темпом, более однообразным характером интонации.

V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

1. Конкурс диалогов (работа в группах, упражнение 40).

2. Упражнения действие самостоятельной работы (рабочая тетрадь).

VI. Итог урока.

— Дети, уже который урок подряд мы завершаем игрой-сказочкой «А что же будет дальше?». Сейчас я снова прочитаю отрывок, а вы подумайте, это зачин, основная часть, а может, концовка. Докажите.

— Если вам предложили бы принять участие в конкурсе-описании, кого из героев этой сказки вы выбрали бы для словесного описания?

VII. Сообщение домашней задачи с предыдущим инструктажем.

С. 21 — правило, с. 22 — упражнение 41.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов