Правила по русскому языку в таблицах и схемах. 1-4 классы

Эта книга предназначена как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти. Для младшего школьного возраста.

Правила по русскому языку в таблицах и схемах. 1-4 классы

Правила по русскому языку

Особенности содержания и построения текста-рассуждения. Наличие определенного утверждения, доказательств и выводов. (Упражнения 33-36).

Цели. Закрепить знания учащихся о тексте; формировать представления о тексте-рассуждениях, о его практических признаках; учить учащихся определять утверждения, доказательство, выводы, самостоятельно выражать собственные рассуждения; воспитывать познавательные интересы учащихся.

Оборудование: таблица «Типы текстов», таблица-ватман «Словарик».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс рассказчиков («Чем увлекаются мои ровесники», «Мое увлечение»).

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Игра «Аукцион».

— Что вы знаете о тексте?

2. Рассмотрение таблицы.

— Какие типы текстов вы знаете?

— Чем отличается текст-рассказ от текста-описания?

— Какова цель этих текстов?

— Тексты какого типа вам менее известные? (Текст-рассуждение.)

— Возникает ли у вас потребность рассуждать и как это происходит?

IV. Сообщение темы и заданий урока.

— На сегодняшнем уроке вы ознакомитесь с текстами-рассуждениями, их характерными признаками, попробуете самостоятельно составить текст-рассуждение.

V. восприятие и осознание учениками нового материала.

1. Словарная работа с использованием таблицы-ватмана «словарик».

Впереди — перед кем-, чем-либо, во главе кого-чего, спереди, впереди, передо; противоположное позади.

— На какой вопрос отвечает? (Где?)

— Какая это часть речи? (Еще не изучали, запишем в четвертую колонку таблицы.)

2. Упражнение-исследование (урок 33).

— Прочитайте. Определите, какое это текст-описание или рассуждение, задав к нему вопрос какой? или почему?.

— Исследуйте строение текста.

— Найдите части текста-рассуждения. Обратите внимание на строение текста-рассуждения. Здесь есть утверждение (мнение, которое нужно доказать), доказательство и заключение.

3. Выборочный диктант (по упражнению 34).

— Прочитайте. Выясните значение неизвестных слов.

— Определите в тексте-рассуждении все его части.

— Запишите диктант. (Учитель зачитывает для диктанта утверждение (1-й и 2-й абзацы) текста упражнения 34 и побуждает учеников узнать и доказать, какую часть текста-рассуждения они записали.)

Физкультминутка.

4. Каллиграфическая минутка.

Для каллиграфической минутки предлагаются слова на с. 20: рассуждать, подумаем.

— Как вы думаете, почему именно эти слова авторы учебника предложили для каллиграфической минутки?

— С одним из слов составьте побудительное предложение.

5. Проблемная задача.

— Узнайте тип текста, докажите свои рассуждения.

— Подберите заголовок к этому тексту.

— Какие чувства вызывает текст?

— Кто умеет пускать солнечных зайчиков? Кто вас этому научил?

6. Творческая работа (по материалам упражнения 35).

— Составьте и запишите текст-рассуждение по данному утверждению, доказательством и выводом (упражнение желательно выполнять коллективно).

— Запишите одну строку для заголовка.

7. Упражнения для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).

VI. Итог урока.

— Какие типы текстов вы уже изучили?

— Чем особенный каждый тип текста? Каковы его основные признаки?

— Послушайте продолжение игры-сказки «А что же дальше?» и скажите, к какому из трех типов текстов больше подходит отрывок, который я сейчас зачитаю.
— Что больше всего поразило вас в этом отрывке?

— Какие чувства вызвал этот текст?

VII. Сообщение домашнего задания с предыдущим инструктажем.

С. 20 — правило, с. 21 —упражнение 36.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов