Имя существительное: русский язык легко и быстро. Зотова М.А.

Пособие сделано в виде рабочей тетради и подготовлено для обучения детей младшего школьного возраста. Даны правила правописания с примерами и образцами, а также упражнения на закрепление и отработку этих правил. Книга может быть использована на уроках учителями начальных классов и родителями при выполнении домашних заданий.

Имя существительное: русский язык легко и быстро.  Формат: pdf

Имя существительное: русский язык легко и быстро. Зотова М.А.

Культура общения. (Упражнения 12-17).

Цели. Формировать у учащихся представление о культуре речи и основные правила культуры общения; вырабатывать навыки речевого этикета; развивать связную речь, умение вести диалог.

Оборудование: таблица-схема «Культура речи», плакаты с высказываниями о родном языке.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 11, задание 2).

— Прочитайте советы, которые вы записали. Как вы будете ее придерживаться?

2. Игра «Вспомни».

— Назовите виды речи, с которыми вы познакомились на прошлом уроке.

— Что такое устная речь?

— Какие требования к устной речи вы знаете и выполняете?

— Что такое письменная речь?

— Какой должна быть письменная речь?

— Побеспокойте свой «банк памяти» и вспомните предложения из диктанта быстрого действия. (Мудрая голова не говорит лихие слова.)

— Пофантазируйте, у какого человека такая голова.

III. Сообщение темы и заданий урока.

1. Каллиграфическая минутка.

— Спишите с доски изречение. Обратите внимание на соединение букв.

Доброе слово — как музыка.

— Как вы растолкуете это высказывание тому, кто его не понимает?

— Можно предложение-диктант быстрого действия и предложения каллиграфической минутки считать советами? Почему? (Ответы учащихся.)

2. Слово учителя.

— Сегодня мы будем читать, советоваться, высказывать собственные мысли о культуре речи и основные правила культуры общения.

IV. Восприятие и осознание учениками нового материала.

1. Работа с таблицей «Культура речи» (повторение).

2. Народная мудрость о культуре речи и общения.

Информация для учителя

В фольклоре, как нигде, отражен характер опосредованных языком человеческих взаимоотношений, культуры общения, етикетного отношение к людям, таких черт человека как статичность, приличие, соблюдение слова, вежливость и тому подобное.

Приведенные ниже украинские пословицы и поговорки — это мизерная доля того, что говорится в нашем фольклоре о языке и речи в аспекте культуры человеческих отношений. Дельные, порой остроумно сформулированные народные оценки, правила и советы имеют и познавательный, прикладной смысл. Их надо знать, ими надо пользоваться.

* Кто своего языка чурается, тот сам себя стыдится.

* Какой человек, такой и язык.

• Какой ум, такая и беседа.

• Уметь не уметь — надо говорить.

• Хорошо тому жить, кто умеет говорить.

* Коня куют УЗИ, а человека-словами.

* Вола ловят за рога, а человека-за слова.

* Не говори о себе доброго, потому что не поверят, ни злого, потому что подумают еще хуже.

• Умному не говори, потому что сам знает, а дураку не говори, потому не послушает.

• Говори с другими поменьше, а с собой побольше.

• Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.

• Кто хвалится, тот злых соседей имеет.

• Красно говорит приятель, а правду говорит неприятель.

• На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

• Как губа не то скажет, то личико не покажет.

* Льстивый пес в глаза ласкается, за глаза кусается.

• Ангельский голосок, и чертова мысль.

• Легче убеждать словами, как кулаками.

• Кого не бьет слово, того не побьет и палка.

* Кричит, как черт из него шкуру першит.

• Не кричи, а лучше научи.

• Как отец кричит, то сын рычит.

* Не к тебе пьют — не говори: «Дай, Боже, здоровье!».

• Петь хорошо вместе, а говорить отдельно.

* Нет глухого от того, кто не хочет слушать.

* Будь добрым слушателем-будешь добрым рассказчиком.

• Засыпал словами, как горохом в бочку.

* За вашим шепотом нашего крика не слышно.

• Говорит в пересылку.

* Говорит пятое через десятое.

* То же слово, да не так сказать.

* Говори редко, да едко.

• Говорить — беда, а молчать — другая.

• Беда разговорчивом, и нехорошо и молчаливом.

* Или разумно говорить, или совсем молчать.

* Меньше говори — больше учуешь.

• Тысячу раз пожалеешь, что сказал, а раз — что умолчал.

• Держи язык на привязи.

* Молчание, где захочешь, там поставишь.

• Когда сам говорит, то и собаке не даст тявкнуть.

* Берегись собаки, который не лает, а мужчину-который не говорит.

• Как хочешь что-то соврать, то прикуси язык.

* Выговор мудрого лучше, как похвала глупого.

• Когда с мудрым говорю, то ся ума наберу, а когда с глупым, — то и свой потеряю.

* Советуйся второго, а гляди своего.

• Где много слов, там мало правды.

* Говорит три дня, а все о нищете.

* Не мели, как пустая мельница.

* 3 пустого в пустое переливает.

• Языком молоть не дрова колоть спина не заболит.

• Длинный язык — короткие мысли.

• Кто мало думает, тот много говорит.

• Когда хочешь что-то сказать, то подумай, как начать.

• Береги хлеб на обед, а слово на ответ.

• Долго думал, да хорошо сказал.

• Говори, и не говори.

• Не ласковое слово хорошее, а правдивое.

* Кто рад обещать, тот не должен охотиться дать.

• Слова масленые, а пироги песни.

• И от сладких слов бывает горько.

• Малое слово большую обиду творит.

• Острое словечко колет сердечко.

• Жало остро, а язык еще острее.

• Говорить можно, а ругаться не надо.

• Узнать по носу, кто замерз, а по языку — кто пес.

* Мудрая голова не говорит лихие слова.

• Вода все сполоснет, только злого слова никогда.

• Ласковые слова делают приятелей, а острые слова — заядлых врагов.

* Добрым словом мур пробьешь, а лихим и в дверь не войдешь.

• Доброе слово и железные ворота откроет.

• Холодным словом сердце не зажжешь.

* Мудрое слово на крепких ногах стоит.

• Умное слово идет в дело.

Несколько пословиц и поговорок можно оформить на отдельных плакатах, чтобы в дальнейшем использовать для списывания, самодиктантов или диктантов быстрого действия с последующей самопроверкой.

3. Работа в группах (задания 12).

Задания для работы в группах.

Группа 1. Обсудить и сообщить правила поведения в транспорте.

Группа 2. Обсудить и вспомнить правила поведения в кинотеатре, музее.

Группа 3. Обсудить и определить последовательность правил поведения в магазине по значимости.

Группа 4. Обсудить и сообщить основные правила культуры общения между людьми.

Физкультминутка.

V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

1. Выборочное списывание с грамматическим заданием (задания 13).

— Объясните, почему именно это высказывание вы выбрали и как его понимаете? Сделайте звуко-буквенный анализ одного из выделенных слов (на выбор) (приложение 3).

2. Работа в парах ( 14).

а) Ознакомление с текстом, определение темы и главной мысли текста.

б) обсуждение мнения, высказанного в последнем предложении.

в) отбор синонимов к выделенному слову. (Обогащать — улучшать, пополнять, расширять.)

3. Игра » Фанты «(по вопросам упражнения 15).

Объявляется игра «Фанты». Тема — «Культура общения». Кто участвует в игре (а это 6 учеников, ибо есть 6 вопросов упражнения, записанных каллиграфическим почерком на отдельных листах), кладет в корзинку, коробку или шляпку какую-то свою вещь. Ведущий (один из учеников) театральным голосом произносит к учителю, который стоит спиной к ведущему и не видит, чей «фант»: «вопрос для этого «фанта»?».

Учитель таким же голосом ставит одно из шести вопросов, на который ученик должен дать полный и обоснованный ответ. Можно брать помощь залу.

4. Словарик.

Обработки и запоминания правописания слов вежливости (слова в рамочке, а также слова упражнения 16, выделены курсивом).

5. Оправа «Народный советчик» (упражнение 17).

— Проработайте текст упражнения, выберите и назовите совет, который сейчас является самым необходимым для вас.

6. Оправы для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).

VI. Итог урока.

Игра «Тест на искренность».

— Умеете ли вы общаться с другими людьми?

— Используете ли в своем речи слова вежливости?

— Понятно ли вам понятие «культура речи»?

— Каждый может овладеть культурой речи?

— Вы взяли с этого урока что-то для своей жизни?

VII. Сообщение домашнего задания с предыдущим инструктажем.

С. 10, упражнение 17 (задача 2), вопросы и задания для повторения.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов