Имя прилагательное: русский язык легко и быстро. Зотова М.А.

Книга выполнена в виде рабочей тетради и подготовлена для обучения детей младшего школьного возраста. Даны правила правописания с примерами и образцами, а также упражнения на закрепление и отработку этих правил. Учебник может быть применен на уроках учителями начальных классов и родителями при выполнении домашних заданий.

Имя прилагательное: русский язык. Формат: pdf

Имя прилагательное: русский язык легко и быстро. Зотова М.А.

УРОК 2 Устная и письменная речь. Культура речи. (Упражнения 8-11)

Тема. Устная и письменная речь. Культура речи. (Упражнения 8-11).

Цели. Помочь ученикам понять, то язык-это общественное явление, которое имеет свой рост и развитие, человеческую среду, пользующуюся этим языком; воспитывать любовь и уважение к слову.

Оборудование: таблица «устное и письменное вещание», приложение 3.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

— Что такое язык?

— Какое из двух понятий — «язык» и «речь» — шире?

— Почему язык называют бессмертным сокровищем народа?

— Прочитайте записанные слова из домашнего задания (упражнение 7, задача 2).

— Как можно применить эти слова к понятиям «язык» и «речь»?

— Какая орфограмма объединяет эти слова?

III. Сообщение темы и заданий урока. Изучение нового материала.

1. Составление «паутинки» к слову язык.

— Так каков наш язык?

2. Проблемная ситуация.

— Как обогащается наш язык?

— Язык — не просто звуки, не просто слова. Вот как сказал Шевченко:

Ну что бы, казалось, слова?

Слова и голос больше ничего,

А сердце бьется, ожива, как их услышит…

Слова-как камни. И мало пособирать их вместе. Надо еще уметь составлять предложения и правильно их произносить.

А как это? Попробуем решить проблему через задание сегодняшнего урока.

3. Каллиграфическая минутка.

— Какие слова можно образовать, используя пи склады? Запишите эти слова каллиграфически.

— Объясните значение терминов «язык» и «речь». Какое из этих понятий уже? (Вещание.)

4. Рассмотрение таблицы «Устная и письменная речь».

Информация для учителя

Современный цивилизованный человек, по статистике, на Писания и чтения тратит 20%, а на слушания и говорения-80% общительного времени.

Устное непосредственное вещание ограничено рамками «здесь-теперь».

Письменная речь не имеет таких ограничений — оно преодолевает время и пространство. Благодаря ему мы сегодня можем воспринимать мысли и чувства, высказанные давньокиївським князем Владимиром Мономахом в его знаменитом «учении детям» или же неизвестным автором бессмертного произведения о походе князя Игоря на половцев. Имея такое существенное преимущество над устной речью, письменная речь уступает ему в том, что оно воспринимается как готовый продукт, а не в процессе его рождения говорящим…

«Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет», но только один способ написать это», — говорил выдающийся мастер слова Бернард Шоу. За словом «да» может скрываться не только согласие, но и сомнение, недоверие, предположение, удивление, негодование и т. д., а комбинация букв и сама (Радевич-Винницкий Я. Этикет и культура общения. — Львов: В-во «Снолом», 2001. — с. 18, 19).

5. Упражнение » поразмышляем вместе!» (коллективное выполнение упражнения 8).

На основе изученного материала и собственного опыта ученики размышляют о устная и письменная речь, о требованиях к устной и письменной речи.

Вывод. Если язык отражает историю народа, его быт, национальный характер, уровень культуры, цивилизованности, то речь подобно отражает конкретного носителя этого языка, говорящего — его возраст, мировоззрение, уровень образованности, воспитанности, его нрав, вкусы и тому подобное.

Каждый человек имеет свой речевой «паспорт» — ее речи неповторимое, как отпечатки пальцев.

Чем больше ты знаешь, тем богаче твоя речь, потому что тебе есть о чем рассказать.

IV. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

1. Диктант быстрого действия.

Мудрая голова не говорит плохие слова.

Информация для учителя

Предложения для диктанта быстрого действия должны быть короткие, лучше афористического содержания, пословицы, учащиеся смогут запомнить и использовать позже в речи.

Для записи предлагается одно-два предложения, не больше. Их легко запомнить, объяснить правописание.

Методика диктанта такова. Учитель замечает, что читать каждое предложение только один раз. Его надо внимательно послушать, запомнить и быстро записать, определив, какое нормирование правило здесь действует. Итак, происходит все в ускоренном темпе. Проверка диктанта — коллективная, групповая или взаимная (Дорошенко А. А. Нестандартные учебные диктанты//Начальная школа, 1990. — No 3. -с. 24).

— К какой речи вы применяете эту поговорку? (К устному.)

2. Упражнения для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).

3. Работа с пословицами (упражнение 9).

4. Упражнение-вывод (по упражнению 10).

— Что мы понимаем под культурой речи?

Человек может опыты высокой культуры речи?

5. Правило-вывод (с. 8).

6. Упражнение-советчик (по упражнению 11).

— Прочитайте все советы и назовите ту, которая может вам помочь в жизни. Почему?

— Какой из советов вы для себя ставите на первое место? Почему?

Из советов может помочь вашему другу или другому близкому человеку? Докажите.

V. Сообщение домашнего задания с предварительным инструктажем.

С. 8 — правило; упражнение 11, задание 2.

VI. Итог урока.

1. Упражнение «Продолжи предложение».

Речь бывает…

Устная речь должна быть правильной…

2. Минутка-изюминка.

Сколько языков на земле? Ученые называют разное количество: от трех тысяч до пяти. По данным лингвистов, из всех языков хорошо изучены лишь пятьсот.

Интересный факт: книга, написанная на русском языке, имеет объем больший, чем сама книга на украинском (например, 520 страниц на русском языке и 500 страниц — на украинском). Это означает, что ту же информацию на русском языке можно передать меньшим количеством языковых знаков.

По данным японских ученых, люди, которые с детства не говорили на родном языке, чаще болеют, подвергаются различным стрессам, у них менее развиты естественные способности (Одинцова Г., Кодлюк Я. Интересности на уроках родного языка: Пособие для учителя начальных классов. — Тернополь: Учебники и пособия, 2000. — с. 7-9).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов