
Книга выполнена в виде рабочей тетради и подготовлена для обучения детей младшего школьного возраста. Даны правила правописания с примерами и образцами, а также упражнения на закрепление и отработку этих правил. Учебник может быть применен на уроках учителями начальных классов и родителями при выполнении домашних заданий.
Имя прилагательное: русский язык. Формат: pdf
УРОК 2 Устная и письменная речь. Культура речи. (Упражнения 8-11)
Тема. Устная и письменная речь. Культура речи. (Упражнения 8-11).
Цели. Помочь ученикам понять, то язык-это общественное явление, которое имеет свой рост и развитие, человеческую среду, пользующуюся этим языком; воспитывать любовь и уважение к слову.
Оборудование: таблица «устное и письменное вещание», приложение 3.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
— Что такое язык?
— Какое из двух понятий — «язык» и «речь» — шире?
— Почему язык называют бессмертным сокровищем народа?
— Прочитайте записанные слова из домашнего задания (упражнение 7, задача 2).
— Как можно применить эти слова к понятиям «язык» и «речь»?
— Какая орфограмма объединяет эти слова?
III. Сообщение темы и заданий урока. Изучение нового материала.
1. Составление «паутинки» к слову язык.
— Так каков наш язык?
2. Проблемная ситуация.
— Как обогащается наш язык?
— Язык — не просто звуки, не просто слова. Вот как сказал Шевченко:
Ну что бы, казалось, слова?
Слова и голос больше ничего,
А сердце бьется, ожива, как их услышит…
Слова-как камни. И мало пособирать их вместе. Надо еще уметь составлять предложения и правильно их произносить.
А как это? Попробуем решить проблему через задание сегодняшнего урока.
3. Каллиграфическая минутка.
— Какие слова можно образовать, используя пи склады? Запишите эти слова каллиграфически.
— Объясните значение терминов «язык» и «речь». Какое из этих понятий уже? (Вещание.)
4. Рассмотрение таблицы «Устная и письменная речь».
Информация для учителя
Современный цивилизованный человек, по статистике, на Писания и чтения тратит 20%, а на слушания и говорения-80% общительного времени.
Устное непосредственное вещание ограничено рамками «здесь-теперь».
Письменная речь не имеет таких ограничений — оно преодолевает время и пространство. Благодаря ему мы сегодня можем воспринимать мысли и чувства, высказанные давньокиївським князем Владимиром Мономахом в его знаменитом «учении детям» или же неизвестным автором бессмертного произведения о походе князя Игоря на половцев. Имея такое существенное преимущество над устной речью, письменная речь уступает ему в том, что оно воспринимается как готовый продукт, а не в процессе его рождения говорящим…
«Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет», но только один способ написать это», — говорил выдающийся мастер слова Бернард Шоу. За словом «да» может скрываться не только согласие, но и сомнение, недоверие, предположение, удивление, негодование и т. д., а комбинация букв и сама (Радевич-Винницкий Я. Этикет и культура общения. — Львов: В-во «Снолом», 2001. — с. 18, 19).
5. Упражнение » поразмышляем вместе!» (коллективное выполнение упражнения 8).
На основе изученного материала и собственного опыта ученики размышляют о устная и письменная речь, о требованиях к устной и письменной речи.
Вывод. Если язык отражает историю народа, его быт, национальный характер, уровень культуры, цивилизованности, то речь подобно отражает конкретного носителя этого языка, говорящего — его возраст, мировоззрение, уровень образованности, воспитанности, его нрав, вкусы и тому подобное.
Каждый человек имеет свой речевой «паспорт» — ее речи неповторимое, как отпечатки пальцев.
Чем больше ты знаешь, тем богаче твоя речь, потому что тебе есть о чем рассказать.
IV. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
1. Диктант быстрого действия.
Мудрая голова не говорит плохие слова.
Информация для учителя
Предложения для диктанта быстрого действия должны быть короткие, лучше афористического содержания, пословицы, учащиеся смогут запомнить и использовать позже в речи.
Для записи предлагается одно-два предложения, не больше. Их легко запомнить, объяснить правописание.
Методика диктанта такова. Учитель замечает, что читать каждое предложение только один раз. Его надо внимательно послушать, запомнить и быстро записать, определив, какое нормирование правило здесь действует. Итак, происходит все в ускоренном темпе. Проверка диктанта — коллективная, групповая или взаимная (Дорошенко А. А. Нестандартные учебные диктанты//Начальная школа, 1990. — No 3. -с. 24).
— К какой речи вы применяете эту поговорку? (К устному.)
2. Упражнения для самостоятельной работы (рабочая тетрадь).
3. Работа с пословицами (упражнение 9).
4. Упражнение-вывод (по упражнению 10).
— Что мы понимаем под культурой речи?
Человек может опыты высокой культуры речи?
5. Правило-вывод (с. 8).
6. Упражнение-советчик (по упражнению 11).
— Прочитайте все советы и назовите ту, которая может вам помочь в жизни. Почему?
— Какой из советов вы для себя ставите на первое место? Почему?
Из советов может помочь вашему другу или другому близкому человеку? Докажите.
V. Сообщение домашнего задания с предварительным инструктажем.
С. 8 — правило; упражнение 11, задание 2.
VI. Итог урока.
1. Упражнение «Продолжи предложение».
Речь бывает…
Устная речь должна быть правильной…
2. Минутка-изюминка.
Сколько языков на земле? Ученые называют разное количество: от трех тысяч до пяти. По данным лингвистов, из всех языков хорошо изучены лишь пятьсот.
Интересный факт: книга, написанная на русском языке, имеет объем больший, чем сама книга на украинском (например, 520 страниц на русском языке и 500 страниц — на украинском). Это означает, что ту же информацию на русском языке можно передать меньшим количеством языковых знаков.
По данным японских ученых, люди, которые с детства не говорили на родном языке, чаще болеют, подвергаются различным стрессам, у них менее развиты естественные способности (Одинцова Г., Кодлюк Я. Интересности на уроках родного языка: Пособие для учителя начальных классов. — Тернополь: Учебники и пособия, 2000. — с. 7-9).
Предложения интернет-магазинов