Диктанты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской.

Сборник диктантов по русскому языку содержит диктанты по всем разделам курса русского языка 5-го класса: — повторение изученного в начальных классах; — лексика и фразеология; — словообразование; — морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол); — повторение и систематизация изученного в 5 классе. Для каждой изучаемой темы предложены разные виды диктантов: словарные, выборочные, распределительные, цифровые, творческие. Каждый раздел завершается контрольным диктантом. Диктанты, представленные в сборнике, обеспечивают, с одной стороны, поэтапную проверку знаний и умений, с другой — закрепление пройденного материала в случае, если он не усвоен в должной мере.

Диктанты по русскому языку. 5 класс.  Формат: pdf

Диктанты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской.

Использование многозначных слов в прямом и переносном значениях (повторение). Ознакомление с толковым и переводным словарям

Цель: обучающая — повторить с учащимися сведения об использовании многозначных слов в прямом и переносном значениях; практически усвоить понятие о лексическую ошибку; ознакомить с толковым и переводным словарям; развивающая — способствовать формированию навыков употребления слов в прямом и переносном значениях, умение пользоваться словарями разных типов; воспитательная — способствовать формированию любви к языку, понимание ее красоты и богатства, культуры речи, толерантности, уместности в использовании слов в переносном значении.

Оборудование: учебник, толковый и переводные словари.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ожидаемые результаты: учащиеся объясняют лексическое значение многозначных слов различают прямое и переносное значение многозначных слов; умеют пользоваться словарями разных типов; критически относятся к собственной речи, осознают необходимость использования языковых словарей.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания

Чтение составленных шуточных произведений-миниатюр или диалогов с многозначными словами. Комментирование учеников и учителя

2. Игра «Поймай однозначное слово»

Плесните в ладоши, если услышите однозначное слово.

Река, ручка, звезда, банкомат, журавль, медсестра, перо, ноутбук, посеять, крыло, сказуемое, теплый, помидор, корень, Франко, лодка.

3. Повторение сведений о многозначные слова в прямом и переносном смыслах

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Работа с текстами

Прочитайте отрывки из произведений украинского писателя . Гуцала, найдите многозначные слова-существительные и объясните их лексическое значение.

1) С коромыслом по воду

вплоть до моря звезда ходит.

Когда звезда идет по воду —

весело смеется,

когда звезда идет с водой —

серебро из ведер льется

Звезда-небесное светило; выдающийся, популярный человек-артист, певец и т. д.; геометрическая фигура; морское беспозвоночное животное; счастье, судьба.

2. Выводы учащихся о многозначные слова

Физкультминутка

Найдите в текстах слова и выражения в переносном значении, объясните их.

(Звезда смеется, серебро из ведер льется; елки пошли навстречу, защекотали хвоей; котики ласковые.)

3. Выводы учащихся о слова в прямом и переносном смысле

4. Языковая игра » Кто быстрее?»

к выражениям с прямым значением подберите аналогичные с переносным значением (или наоборот)

5. Ознакомление с толковым и переводным словарям (из языка, кроме родного, изучают ученики)

Найдите в толковом словаре лексическое значение представленных слов.

Абзац, талан, талант, красочный, горизонт.

6. Отгадывание слов по их значениям

1. Разговор между двумя или несколькими лицами. (Диалог.)

2. Подземная железная дорога. (Метро.)

3. Занавес из ткани на окнах. (Штора.)

4. Человек, который знает много языков. (Полиглот.)

5. Небольшой общественный сад в городе или селе. (Парк.)

6. Первое представление пьесы на сцене. (Премьера.)

7. Коллекция засушенных растений. (Гербарий.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Уложите словарик из 5-7 слов на тему своего любимого занятия.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Эвристическая беседа

Что нового вы узнали на уроке? Что стало для вас маленьким открытием?

Как построить правильное, красивое и точное высказывание?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов