Грамматика русского языка. 1-4 классы. Федорова М.В., Щукина Н.В.

Учебник подготовлен для учащихся начальных классов. В книге освещены наиболее значимые и сложные вопросы русского языка за весь курс начальной школы по следующим разделам: фонетика, морфемика, морфология, начала синтаксиса, орфография и пунктуация. Даны алгоритмы для ответов типа: как различать однокоренные слова и формы слова? как найти окончание слова? как определить падеж? — и т.д. Приведены способы исправления речевых и грамматических ошибок.
Учебник окажет помощь ученикам в выполнении домашних заданий, в подготовках к урокам, контрольным работам, итоговому тестированию по русскому языку.

Грамматика русского языка. 1-4 классы. Формат: pdf

Грамматика русского языка. 1-4 классы. Федорова М.В., Щукина Н.В.

УРОК 1 Язык — живая сокровищница истории народа. Непрерывное обновление словарного состава языка. Старые и новые слова в языке. (Упражнения 1-7)

Решая проблему, «как люди общаются и понимают друг друга, если они разговаривают по-разному», большой швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр пришел к выводу о целесообразности различать язык и речь.

Язык — это система средств общения (звуки, слова, схемы словосочетаний, модели предложений и отношения между единицами), которая существует в сознании ее носителей. Язык — явление социальное. В полном объеме она может существовать только в сообществе людей. Ни один отдельный человек не владеет и не пользуется всем языке. В этом нетрудно убедиться, полистав словарь родного языка и пособие по грамматике, в которых с большей или меньшей степени полноты и детализации зафиксирована язык. Выяснится, что отнюдь не все слова и устоявшиеся выражения нам известны, что не все грамматические формы и стилистические фигуры мы используем. Можно прожить сто лет, ни разу не употребив сотен известных человеку слов, не говоря уже о десятках тысяч слов, неизвестных ей.

Речь — это реализация средств языка конкретными людьми в конкретных актах общения. Оно имеет индивидуальный характер и зависит от возраста, пола говорящего, его воспитания, образования, положения в обществе, темперамента, состояния здоровья и многих других примет и особенностей, присущих конкретному человеку. Язык живет в речи. Через речь человек усваивает язык. Если нет людей, которые бы использовали язык в ежедневном общении, в речи, она становится мертвой. Получить представление о такой язык дает возможность только «застывшее» речи — письменные тексты, а в наше время — также граммофонные и магнитные записи. Если, конечно, их было сделано.

Вывод. Язык-это более широкое понятие, а речь-уже. В устной речи кроме лексического запаса, большое значение имеют мимика, жесты, интонация.

Рубрика «Слово про слово».

Клад — драгоценности, деньги, ценные вещи.

Устное предание (по упражнению 1).

а) Самостоятельное чтение текста учащимися.

б) Словарная работа.

в) объяснение заголовка «бессмертное сокровище».

ґ) пересказывание текста учениками.

г) Выполнение задания 3 (пересказ самостоятельно прочитанной ранее легенды или рассказы из серии «А это интересно»).

Физкультминутка.

Упражнение » поразмышляем вместе «(по упражнению 2).

а) Устные размышления над прочитанным.

б) коллективная практическая письменная работа над развитием собственной речи (выполнение задания 2).

Образец переработанного абзаца:

Я заметил, что с каждым годом моя жизнь все больше связывается с языком. Ведь сколько себя помню, я всегда умел разговаривать. К языку привык, поэтому и не обращаю на это внимания.

Восприятие и осознание учениками нового материала.
Каллиграфическая минутка.

М м Мм МЕ ва язык

— Образуйте как можно больше словосочетаний со словом язык.

— С одним из словосочетаний (на выбор) составьте предложение.

Упражнение-воспоминание (по упражнению 3).

а) Самостоятельное чтение текста упражнения.

— Найдите и прочитайте любое вопросительное предложение в этом упражнении. Попробуйте дать ответ (можно использовать иллюстрации — космос, вулкан, спутник, Луна).

б) воспоминание о первой книге (Задание 2).

в) Самостоятельная письменная работа (задание 3).

— Прочитайте, какие названия книг и их авторов вы записали.

— Чем особенная, интересная прочитанная вами книга?

— Помните название издательства, которое выпустило то книгу?

— Какую из прочитанных книг вы порекомендуете своему товарищу?

Проблемная ситуация.

— Сегодня учебник нам задает вопрос (с. 6): как живет и развивается наша речь. Итак приступаем к исследованию этого вопроса.

Обмен мнениями (по упражнению 4).

а) Ознакомление с содержанием упражнения.

в) работа по таблице «Правильно произноси и пиши», С. 6 (Задание 4).

появляется

развивается

пополняется

обогащается

Словарик.

Другие слова

(Таблица «Словарик» выставляется на каждом уроке украинского языка для повторения, запоминания слов и использования их в речи.)

б) Проблемная ситуация.

— Прочитайте слова в рамочках (с. 6) и определите, к какой части речи относится каждое из них. (Ежедневно, ежечасно, ежемесячно, еженедельно.)

— Поставьте вопрос, чтобы определить, к какой части речи относится каждое слово. (Слова отвечают на вопрос когда? как часто?.)

— Дети, мы еще не изучали части речи, к которой относятся эти слова. Итак, запишем эти слова в четвертую колонку таблицы «Словарик» (другие слова), но, может, кто из вас запомнит, что эти слова относятся к части речи, которая называется наречие. Мы будем изучать его позже.

— Как вы думаете, какая орфограма в каждом из этих слов? (Ответы учащихся.)

Списывание с грамматическим заданием (упражнением 5).

а) Повторение теоретического материала, необходимого для выполнения упражнения 6.

— Учась в предыдущих классах, мы употребляли в речи такие понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. А теперь подберите слово, которое состоит только из одного корня. (Сад, хлеб, мир, снег.)

— Измените слово сад так, чтобы оно имело окончание. (Сады.)

— А где тут основа слова?

— Измените слово так, чтобы в нем был суффикс. (Сад, садик.)

— А где стоит префикс в слове? (Перед корнем.)

б) Чтение текста упражнения самостоятельно.

— Найдите и прочитайте в тексте выделенные слова. От каких слов они образованы?

— Как называется «труженик», который образовал эти слова? (Суффикс.)

— Какая еще часть основы служит для создания новых слов?

в) Письменное выполнение (задание 3 упражнения 5).

Спишите текст, в выделенных словах обозначьте части основы.

Упражнение » поразмышляем в паре «(по упражнению 6).

а) Самостоятельное ознакомление с упражнением.

б) Упражнение «Микрофон» (задание 2).

— Докажите свое мнение.

— Чье доказательство самое убедительное?

в) Внимание! Задача 3 — для будущих ученых-исследователей.

— Поработайте с дополнительной литературой (по желанию).

Дети, если в книгах, газетах или журналах, которые вы читаете, вам попадут высказывания о языке, то запишите их и поделитесь информацией с классом на следующих уроках.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.