Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы. Дорофеева Г.В.

Учебник адресовано ученикам начальных классов и направлено на формирование и закрепление у них навыков фонетического (звуко-буквенного) разбора, морфологического (как часть речи), морфемного (по составу), разбора простого предложения. Каждый раздел включает в себя алгоритм разбора, примеры правильного разбора и тренировочные задания. В конце дается небольшой проверочный тест. Работа с простыми алгоритмами поможет школьникам запомнить порядок действий при различных видах разбора. Учебник даст бесценную помощь преподавателям и родителям в формировании и закреплении у подростков навыков разбора.

Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.  Формат: pdf

Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы. Дорофеева Г.В.

От существительных образуй и запиши глаголы по образцу.

Труд, письмо, уважение, врач, шутка, сад.

Образец. Рисование – рисовать, …

СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА

Предлоги – это служебная часть речи. Они служат для связи слов в предложении.
К предлогу нельзя задать вопрос.
Предлоги: на, в, из, по, к, у, над, под, от, у, а, но, и, потому что.

Выучи стихотворение

Предлог – это обманщик жидкий,

К слову липнет, как к тетке,

Но стоит всегда впереди:

В, К, от, над, За, из-за, перед,

О, сверх, через, по, посреди!

Тренировочные упражнения

Какие слова нужно добавить к каждой группе, чтобы образовалось предложение?

Грибы, пенька, ежик, нашел.

Вокруг, он, иголки, сыроежку, большую.

Семьи, будет, вкусная, Ежовой, ужин.

Составь и запиши предложения, добавляя нужные предлоги. Подчеркни их.

Запиши словосочетания, вставляя служебные слова по образцу.

Птицы, дерево; зайчик, елка; книжка, портфель; солнце, поле; грибы, лес; дом, дорога; уха, рыба.

Образец. Птицы на дереве; …

КОРЕНЬ СЛОВА.  (РОДСТВЕННЫЕ) СЛОВА

Общую часть родственных слов называют корнем. Такие слова еще называют однокоренными.
Чтобы определить в слове корень, нужно подобрать к нему родственные слова.

Тренировочные упражнения

Спиши. Найди РОДСТВЕННЫЕ слова. Обозначь у них корень.

Петя очень любил читать книги о море. Его интересовало все о морских глубинах и жизни моряков. Он бредил путешествиями среди волн. Поэтому окружающие говорили, что у него морская удача.

К поданным слов подбери однокоренные. Обозначение у них корни.

Образец. Беда – бедствовать – бедный.

Очередь – Крик … – …

Темнота – … Смех – …

Зелень – Зима … – …

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение – это слово или группа слов, выражающих законченную мысль.
Предложение, в котором о чем-то рассказывается или сообщается, называется повествовательным.
Предложение, в котором о чем-то или о ком-то спрашивают, называется вопросительным.
Предложение, в котором выражается побуждение к действию (поощрение, совет, просьба, приказ, призыв) называют побудительным.

Тренировочные упражнения

Перестрой повествовательные предложения в побудительные.

Петя проснулся. Бабушка прочитала мне сказку. Брат научил меня кататься на роликах. Дорогу переходят на зеленый сигнал светофора. Нельзя собирать незнакомых грибов. Нельзя шуметь в весеннем лесу.

Перестрой предложение так, чтобы у них были обращения. Не забудь, обращения выделяются запятыми на письме.

Наталья посетила больную подругу. Андрюша полив вазоны. Дети сделали кормушка для птиц.

Задай вопрос к выделенным словам. Запиши составленные вопросительные предложения.

Без труда нет плода. Без верного друга – большая тоска. Дело мастера величает. Здоровье – самое дорогое сокровище.

ГЛАВНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Подлежащее-это главный член предложения, указывающий о ком или о чем говорится в предложении.
Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что делает подлежащее.

Тренировочные упражнения

Спиши, подчеркни главные слова в предложениях.

Рощи развиваются. Сады зацветают. Кует кукушка на высокой берегу. Гудит пчела. Мельтешат белые бабочки над молодой травкой. Майские жуки летают громкие. Где-то в Калине бодрствовал Соловушка.

Подчеркни основу предложения. Установи связь слов в каждом предложении.

ТЕКСТ

Связанные по смыслу предложения, размещенные в логические последовательности, образуют текст.
Текст состоит из зачина, основной части, концовки.
Каждая часть текста начинается с абзаца.
Текст, в котором описано кого-то или что-то, называют описанием. Текст, в котором о ком-то или что-то рассказывается, называют повествованием.

Тренировочные упражнения

Раздели текст на предложения

С неба улыбнулось солнышко проснулись и спели птички пробудились звери и букашки все наполнилось веселым гомоном

Лось лесной житель он ест ветки и траву ему нужна и соль дети начали носить в лес соль они кладут ее на пенек на камень лоси приходят лизать соль

Дети любят уроки труда учительница Нина Семеновна дала детям глину они стали делать игрушки Наталья лепит лисичку Николай и Евгений – кота в сапогах у Танюши получилась белочка в классе будет уголок игрушек.

Разместить и записать предложения так, чтобы получился текст.

Черепаха почувствовала тепло. Наступила весна. Она уже много дней не пила и не ела. Животное проснулось и вылезло из норы. Поэтому отправилась в дорогу.

Птица остановилась у девочки, будто умоляла о помощи. Это случилось летом. У аиста было перебито крыло. Маша собирала лекарственные растения. Вдруг она увидела аиста. Маша поняла, что надо отнести птицу в больницу.

Из деформированных предложений составить и записать связный текст.

осень, приближалась, быстро;

цвет, начали, деревья, на, зеленый, изменить, золотой;

голоса, только, слышались, птичек, изредка, певчих;

к, они, в, готовились, края, перелета, теплые.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов