Нестандартные задания по русскому языку. 4 класс. Антохина В.А.

Предоставленное пособие полностью соответствует ФГОС для начальной школы. Целью этого пособия являются создание начальных представлений о языковой системе русского языка и развитие универсальных учебных действий. Особенное внимание уделяется фонетическим и графическим умениям младших школьников, а также применению полученных знаний в новых, изменённых условиях.
Умение учиться как способность человека по собственной инициативе изменять и преобразовывать имеющиеся знания и умения, т.е. преодолевать собственную ограниченность, расширять пределы своих возможностей, способ восприятия и познания мира и себя в нём, является механизмом саморазвития, человеческого самосовершенствования.

Нестандартные задания по русскому языку. 4 класс. Формат: pdf

Нестандартные задания по русскому языку. 4 класс. Антохина В.А.

Раздел 2. Лексика и фразеология
Слово и его значение
В каком значении употреблено слово потонули в данном предложении? Отметь правильный ответ.
В свежести степной ночи потонули поля. (И. Бунин)
1) погрузиться под воду, на дно
2) увязать, погружаться во что-нибудь рыхлое, мягкое
3) становиться почти незаметным
Из данного предложения выпиши слово, употреблённое в значении «прекрасный, восхитительный».
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора — весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)
Определи значение, в котором употреблено слово горит в данном предложении. Отметь правильный ответ.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит. А зелень золотистая на солнышке горит.
(С. Есенин)
1) уничтожаться огнём
2) быть в жару, в лихорадочном состоянии
3) сверкать, блестеть
4) испытывать сильное чувство
Есть ли в данном предложении слово со значением «плакать»? Если есть, подчеркни его.
Барсук бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. (К. Паустовский)
В каком предложении вместо слова дождевой нужно употребить слово дождливый? Укажи его номер.
1) На листве блестели дождевые капли.
2) День обещал быть дождевым и ветреным.
3) Сдвигая камни, вниз обрушились дождевые потоки.
4) Из сада хлынул чистый дождевой воздух.
Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно? Дай правильное объяснение значения.
1) Рдеть — отливать красным цветом, краснеть.
2) Невежа — малообразованный, малознающий человек.
3) Сувенир — подарок на память.

Вычеркни, где необходимо, «лишнее» слово.
1) коренные аборигены Севера
2) постоянные еженедельные передачи
3) восемь человек школьников
4) вокруг да около
5) народный фольклор
Подчеркни нужное слово в скобках.
1) Наш класс (приложил / использовал) все возможности, чтобы победить в спартакиаде.
2) (Хищное / хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов.
3) Учитель оставил свою (подпись / роспись) в журнале.
4) Наши опасения оказались (напрасными / тщетными).
Замени все глаголы в словосочетаниях одним и тем же глаголом так, чтобы словосочетния не изменили смысл.
Ухватить за руку, свернуть влево, захватить в плен, заключить в скобки, преодолеть препятствие, овладеть собой, отказаться от сказанного, принять на себя обязательства.
Не меняя смысла предложений, замени выделенные слова одним и тем же словом, но в разных значениях.
1) Соперник делает ход ладьёй. 2) Новое платье сестре к лицу. 3) Сегодня в театре ставит-
ся новая пьеса. 4) Улица пролегает через весь город. 5) Усталый путник молча шагает по дороге. 6) Документ направляется на подпись к директору. 7) Наступает весна.
Синонимы и антонимы
Найди для данной группы словосочетаний прилагательное, которое было бы синонимом для всех приведённых прилагательных.
1) прочный стол
2) глубокий сон
3) здоровый организм
4) верная дружба
Запиши прилагательное, которое было бы синонимом для всех прилагательных в следующих сочетаниях.
1) свежий воздух 3) ясное небо
2) опрятная одежда 4) вымытые руки
Школьники объясняли значение слова тщедушный. Отметь правильно подобранные синонимы.
1) кроткий 5) жаркий
2) молчаливый 6) зловещий
3) слабый 7) немощный
4) душный 8) крепкий Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов: янтарный, канареечный, яичный? Отметь правильный ответ.
1) красный
2) багряный
3) синий
4) изумрудный
5) жёлтый
6) зелёный
7) бирюзовый
8) серый
9) алый
10) глянцевый
Отметь синонимы к слову душистый.
1) душный 5) ароматный
2) неприятный 6) благоухающий
3) пахучий 7) вкусный
4) вонючий 8) душевный
Отметь «лишнее» слово в ряду синонимов.
1) похвальба 3) хвала
2) похвала 4) одобрение
Отметь прилагательные, синонимичные слову
дымчатый.
1) синий
2) бурый
3) смуглый
4) бордовый
5) багровый
6) серый
7) васильковый
8) голубой
9) мышиный
10) канареечный
11) янтарный
12) ароматный
Какое прилагательное является синонимом слова багряный?
1) зелёный 4) янтарный
2) золотистый 5) густо-красный
3) серый 6) белёсый
Школьникам было предложено подобрать антоним (слово с противоположным значением) к слову скупой. Отметь правильный вариант ответа.
1) жадный 5) щедрый
2) добрый 6) ловкий
3) богатый 7) бедный
4) нищий 8) ленивый
Запиши слово, которое в одном значении является синонимом слова подлинный, а в другом значении — антонимом слов банальный, под ражател ьн ы й.
Фразеологизмы: их значение, фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы, употребление в речи
Определи, какое значение имеет фразеологизм (устойчивое сочетание) лапшу на уши вешать. Отметь номер правильного ответа.
1) рассказывать 5) готовить
2) обещать 6) обманывать
3) договариваться 7) наряжаться
4) уговаривать 8) болтать
Отметь номера фразеологизмов, имеющих значение «запомнить».
1) взять на заметку
2) валять дурака
3) прикусить язык
4) пальцем не пошевелить
5) намотать на ус
6) считать ворон
7) ловить мух
8) зарубить на носу
9) повесить на рот замок
10) плевать в потолок
11) набрать в рот воды
12)завязать узелок
Какой(-ие) из приведённых фразеологизмов имеет(-ют) значение «беспокоиться»? Укажи номер(-а) правильного(-ых) ответа(-ов).
1) водить за нос
2) морочить голову
3) переливать из пустого в порожнее
4) сидеть как на иголках
5) заваривать кашу
6) не покладая рук
Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у людей глаза могут самостоятельно передвигаться?
Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
Среди данных фразеологизмов выбери и запиши фразеологизмы-синонимы (близкие по значению).
Засучив рукава, прикусить язык, спустя рукава, тянуть за язык, держать язык за зубами, ходить на задних лапках.
1
Отметь строки, в которых фразеологизмы являются антонимами.
1) выеденного яйца не стоит — цены нет
2) держать язык за зубами — держать ухо востро
3) бить баклуши — тянуть лямку
4) стреляный воробей — гусь лапчатый
5) семи пядей во лбу — звёзд с неба не хватает
Среди данных фразеологизмов выбери фразеологизмы-антонимы и запиши их парами.
Втаптывать в грязь, бить баклуши, филькина грамота, превозносить до небес, не покладая рук, как снег на голову, переливать из пустого в порожнее, хоть шаром покати, шишка на ровном месте, говорить по существу.
т
В каких фразеологизмах допущена ошибка? Укажи их номера и запиши правильно.
1) сломя голову
2) беречь как зеницу глаза
3) поминай как звали
4) губы заговаривать
5) и след простыл
6) делать из комара слона
7) не в своей тарелке
8) держать уши востро
9) с голубиный нос
Ученикам было предложено закончить предложение, употребив фразеологизм. Укажи номер правильного варианта ответа.
В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …
1) ни в зуб ногой 5) сломя голову
2) собаку съел 6) не покладая рук
3) бил баклуши 7) тянул лямку
4) спустя рукава 8) остался с носом
Раздел 3. Состав слова и правописание
Состав слова
Какие из слов соответствуют схеме:
Разбери слова по составу (обозначь все части).
Умный, лисий, лесочек, рыбачий.
Установи, есть ли среди представленных слов слова, подходящие к схемам. Запишите слова с соответствующими схемами.
Учительский, коров, рыбачий, облаков, заботливость, утешительный.
Из данных слов выбери слова, построенные по схемам: 1) ^ЧИ, 2)
Трава, берёз, везде, перелесок, областной, настенный, след, белизна, переходник, синий, рыбачий, точка.
Отметь слова, в которых правильно определён состав.
Из данных слов выбери слова с таким же составом, как и у слова учитель. Отметь их.
1) прибрежный 4) морячка
2) лесочек 5) рыбачий
3) усушка 6) дружная
Отметь «лишнее» слово в каждом ряду. Обозначь состав «лишних» слов.
1) обидчивый, олений, писатель
2) попутчик, защитник, переплётчик
Укажи ряды слов, в которых у всех слов есть окончания.
1) берёза, подберёзовик, осина, подосиновик
2) (говорил) умно, (жить) поблизости, (сидеть) взаперти, (жил) богато
3) новость, ум, звенит, читал
4) веду, болото, красный (шарф), для
5) (поступил) смело, (яйцо) вкрутую, (бегать) наперегонки
6) солнце, окно, (говорить) попусту, пальто, метро
В каком ряду во всех словах есть окончание -ий?
1) санаторий, планетарий, гербарий
2) лисий, собачий, лёгкий
3) мягкий, тихий, синий
Запиши сложные слова, в которых есть по три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом.
Правописание букв безударных
Отметь правильное утверждение. Орфограмма — это …
1) трудное место в слове
2) место в слове, где произношение расходится с написанием (пишется не так, как слышится)
3) место, где нужно применить правило
4) место, где можно ошибиться
Какая буква гласного всегда обозначает ударный гласный звук?
гласных в корне
Известно, что звук [о] произносится только под ударением, кроме некоторых иноязычных слов. Следует ли из этого, что буква о всегда обозначает только звук [о]? Обсуди ответ в группе и докажи его примерами слов.
Тебе уже известно, что звук [э] произносится только под ударением. На письме звук [э] обозначается буквами э и е (после мягких согласных), поэтому буквы э и е не требуют проверки на письме, например: эхо, лес. Согласен ли ты с этим утверждением? Посоветуйся с соседом по парте. Вашу точку зрения подтвердите примерами.
Найди и подчеркни все орфограммы. Напротив слов укажи количество орфограмм.
Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака. Поработай корректором: найди ошибки, исправь их, проверь себя.
Вот гуси с вывотком гусят Галдят, шипят, как змеи, Грузовику они грозят, Вытягивая шеи. Но не страшна грузовику Гусей гарластых стая. Гутком гразит он гусаку, Дорогу расчищая. На сколько групп можно разделить слова, в которых допущены ошибки, в зависимости от вида орфограммы? Запиши их. Сколько слов с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих» есть в этом тексте? Выпиши из текста слово, соответствующее характеристике:
1) это имя существительное;
2) в нём есть приставка, корень, суффикс и окончание;
3) в корне две орфограммы.
Есть ли среди данных слов слова с четырьмя орфограммами? Если есть, то все ли орфограммы в этих словах ты уже можешь объяснить?
Ошибка, гибкий, завистник, участник.
В каком ряду все слова написаны правильно? Отметь его. Исправь ошибки, подбирая проверочные слова.
1) тростник, месный, окрестность
2) ястный, прелестный, честный
3) чувства, прекрасный, звёздный
В каком ряду ко всем словам правильно подобраны проверочные слова? Отметь его.
1) чудесный — чудо, местный — место
2) честный — честно, окрестность — окрест
3) прелестный — прелести, капустный — капуста
Раздел 4. Грамматика, правописание и культура речи
Части речи и их правописание
Имя существительное. Типы склонений имён существительных
Прочитай предложение.
Лиса побежала по лугу, а рак устроился у лисы на хвосте.
Выпиши из предложения слово, соответствующее грамматическим признакам: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2-го скл., в форме ед.ч., П. п.
По каким признакам в русском языке определяется тип склонения имён существительных? Отметь правильное утверждение.
1) по роду существительного
2) по окончанию существительного
3) по роду и окончанию существительного
4) по роду и окончанию существительного в начальной форме (И. п., ед.ч.)
Даны схемы имён существительных в начальной форме. Отметь номера схем, по которым ты можешь определить склонение имен существительных. Укажи склонение.
Четвероклассники определяли тип склонения имён существительных. Укажи ошибочные ответы.
1) Борис — 2-е скл.
2) Боря — 2-е скл.
3) (на) ели — 1-е скл.
4) Суздаль — 3-е скл.
Школьники установили, что существительное Ваня относится ко 2-му склонению. Укажи возможную причину ошибки.
1) определили только род существительного, но не учли окончание
2) определили только окончание существительного
3) не определили падеж имени существительного
Четвероклассник установил, что существительное Ярославль относится к 3-му склонению. Согласен ли ты с ним? Если нет, предположи, почему допущена ошибка.
Ребята определили, что существительное (сидит на) ели относится к 1-му склонению. Согласен ли ты с ними? Предположи, почему
\допущена ошибка. Укажи правильный вариант объяснения причины ошибки.
1) школьники неправильно определили падеж имени существительного
2) школьники не определили род имени существительного
3) школьники правильно определили род имени существительного (ж. р.), но неправильно назвали начальную форму существительного — ёлка (вместо ель), а значит, и окончание -а (вместо нулевого окончания)
Ученик определил, что существительное (на) ветви относится к 1-му склонению. Согласен ли ты с ним? Хорошо подумай, обсуди с соседом по парте, почему была допущена ошибка.
Тебе даны имена существительные, в которых четвероклассники часто ошибаются при определении типа склонения. Попробуй самостоятельно придумать задачи на определение склонения для своих одноклассников.
Школьники определяли падеж выделенных существительных и местоимений. Укажи номера ошибочных ответов.
1) Дохнул сентябрь и георгины (И. п.) дыханьем ночи обожгло. (А. Фет)
2) Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури (П. п.). (А. Пушкин)
3) Тренер услышал нас (Р. п.) и поспешил на помощь.
4) Сестра старается приучить ‘меня (В. п.) к вдумчивому чтению.
Четвероклассники определяли падеж имён существительных в предложении: На конька Иван взглянул и в котёл тотчас нырнул. (П. Ершов)
Укажи ошибочный ответ. Подумай, почему была допущена ошибка. Как её избежать? Ответ обсудите в группе.
Отметь правильное утверждение.
Чтобы правильно написать букву безударного гласного в падежном окончании существительного, мы должны …
1) задать вопрос к существительному и по вопросу определить букву безударного гласного
2) определить, одушевлённое или неодушевлённое имя существительное
3) определить род имени существительного
4) определить падеж имени существительного
5) определить падеж, число и склонение имени существительного
Можно ли узнать, какую букву надо писать, если определить …
1) что это буква безударного гласного
2) часть речи (существительное)
3) падеж (П. п.)
4) число (ед. ч.)
5) склонение (1-е скл.)
Школьники объясняли написание букв безударных гласных в падежных окончаниях существительных. Обсудите в группе ход их рассуждения. Если вы не согласны с ними, объясните причину ошибки.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов