Занимательный русский язык. 4 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

В этой книге представлены материалы к занятиям с четвероклассниками курса «Занимательный русский язык». Занятия курса способствуют закреплению учениками изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учеников, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку. Рабочие тетради адресованы ученикам 4-ого класса (детям 9- 10 лет) массовых школ. Рабочие тетради и методическое пособие к ним рекомендованы преподавателям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования, а также родителям и гувернёрам.

Методическое пособие.  Формат: pdf

Занимательный русский язык. 4 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

Задание 2. В каждом предложении спрятано имя. Найдите и подчеркните его.
Бабушкины вареники такие вкусные. (Никита.) Пеле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена.)
Труден и слишком опасен подъём на вершину горы. (Денис.)
Мой папа велосипедист. (Павел.)
Слон и на арене цирка мечтает о еде. (Нина.)
А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня.)
Задание 3. Самое распространённое мужское имя в мире -Иван, но звучит оно у разных народов по-разному. Послушайте как. (Учитель читает таблицу в медленном темпе два раза.)
Имя Страна
Вано Грузия
Ян Польша
Ван Китай
Ганс Германия
Жан Франция
Аванес Армения
Имя Страна
Джованни Италия
Жуан Испания
Жоа Португалия
Джон Англия
Юхан Финляндия
Задание 4. Попробуйте образовать фамилию по образцу.
Образец. Глава семьи был кузнецом — семья носит фамилию Кузнецовы.
Глава семьи Фамилия семьи
Крепостной, принадлежавший какому-либо барину Бариновы
Боярин родом из Тверской губернии Тверские
Священник Богоявленской церкви Богоявленские
Служил у полковника
Полковниковы
Имел прозвище Братуха Братухины.
Князь из города Коломны Коломенские
Занимался производством ложек Ложкарёвы, Ложкины
Имел светлый цвет лица, волос Светловы
Был любителем кулаги (в прошлом — кушанье из толокна, заваренного кипячёной водой, или напиток из солода, похожий на пиво) Кулагины
По социальному положению -мещанин в средневековом русском городе, горожанин низшего разряда Мещановы
Послушайте басню С. Михалкова «Смешная фамилия».
Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепупов! В фамилиях различных лиц. Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц. Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селёдкин, Мышкин, Тёлкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепёлкин! Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов Умишко комариный. Бывает, Коршунов иной Синичкина боится! А Чистунов слывёт Свиньёй, А Простачков — Лисицей!
А Раков, если не дурак, Невежда и тупица, Назад не пятится, как рак, А всё вперёд стремится! Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, Но в основном — ослом он был, Ослом он и остался! А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, А в человеке!
Чему учит эта басня? (Смешная фамилия — не повод смеяться над человеком, возможно, он гораздо достойнее, чем человек с красивой фамилией.)
Пора отдохнуть. Занимательный привал!
Выложите из деталей танграма изображение собаки.
— Почему собака злая Ходит, хвостиком виляя?
— То ли хвостик так обучен, То ли плохо он прикручен!
В. Орлов
Инсценируйте весёлые диалоги.
— Мамочка, можно мне пойти погулять?
— С грязными ушами?
— Нет, с товарищами.
— Сынок, что бы ты хотел получить на день рождения?
— Лошадку, пистолет и три дня не умываться!
— Пап, а где Альпы?
— Спроси у мамы, это она всё с места на место переставляет.
— Кто съел грушу?
— Не знаю!
— А ещё хочешь?
— Хочу!
— Спасибо, милый внучёк, за розы! Они так похожи на те, что растут в саду…
— Уже не растут.
— Спокойной ночи, сынок. Тебе верно, начал сниться сон про зайч
— Нет ещё, пока идёт реклама.
— Алё! Это кто?
— А вам кто нужен?
— Ну… кто-нибудь…
— Это я!
Задание 5. Раскрасьте имена, которые имеют только одну форму.
Ответ. Кира, Кирилл, Зоя, Глеб, Марина, Денис. Задание 6. Устно
ответьте на вопрос: «Как звали …?» Запишите данное имя в любой другой форме (в полной, в краткой, в уменьшительно-ласкательной и так далее).
1. … медвежонка из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Мишутка — Мишенька, Михаил.)
2. … трёх богатырей? (Илья Муромец — Илюша, Добрыня Никитич — Добрынюшка, Алёша Попович -Алексей, Алёшенька.)
3. … героя русской народной сказки по прозвищу Дурачок? (Иванушка — Ванюша, Ванечка.)
61
4. … героя русской народной сказки по прозвищу Дурачок? (Емеля — Емелюшка, Емельян.)
5. … крысу, спутницу старухи Шапокляк? (Лариска -Ларисонька, Л ара.)
6. … друга Чебурашки? (Гена — Геннадий.)
7. … попугая из популярного советского мультфильма? (Keuia — Иннокентий.)

Изобразите следующие действия с помощью жестов и мимики.
— Ты едешь на лыжах.
— Ты сбиваешь сосульки с крыши.
— Ты лопатой расчищаешь дорожку от снега.
— Ты лепишь снеговика.
— Ты играешь в снежки.
— Ты наряжаешь новогодними игрушками ёлочку.
— Ты водишь хоровод вокруг ёлки.
— Ты играешь в хоккей.
— Ты на коньках делаешь «ласточку».
— Ты очищаешь от налипшего снега обувь.
— Ты поймал в воздухе снежинку, любуешься ею.
— Ты подкрадываешься сзади к товарищу и толкаешь его в сугроб.
Задание 6. Отгадайте разнообразные логогрифы, загаданные в стихотворной форме.
Я ласковый домашний зверь, Обычно крепко сплю с утра. Добавьте в слово Р теперь -И под землёй моя нора. Ответ. Кот — крот. Я не царь, не фараон, Но державу возглавляю. А без первой буквы О Стиль пловца обозначаю. Ответ. Король — кроль.
Кто части мотоцикла знает, Тот это слово разгадает. А если букву Д прибавить, На сцене можно будет ставить. Ответ. Рама — драма. Ты через реку переправишь На мне людей, и скот, и груз. Но если И в меня ты вставишь, То я на воздух поднимусь. Ответ. Плот — пилот.
Меня под рельсы И под гусеницы клали, Когда фашистские и поезда, И танки подрывали.
Две буквы лишь в меня Подставит ученик любого класса, И мерой времени я стану -Долей часа.
Ответ. Мина — минута.
Арифметический я знак,
В задачнике найдёшь меня
Во многих строчках,
Лишь О ты вставишь,
Зная как, и я — географическая точка.
Ответ. Плюс-полюс.
Задание 7. Придумайте свои логогрифы. Запишите их.
МИШУТКИНА АКАДЕМИЯ
Задание 1. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита? Подчеркните его.
Ещё спишь? Ты идёшь? Споёшь?
Где ёж? А это кто ж?
Задание 2. Что означает фразеологизм «хоть шаром покати»? Отметьте 0 правильный вариант ответа.
□ хочется поиграть в боулинг;
0 совершенно ничего нет;
□ абсолютно ничего не понимаю.
Задание 3. Подчеркните слово, в котором ударение падает не на последний слог.
положил; позвонишь ; досуг.
красивей; алфавит;
Задание 3. Прочитайте предложения. Определите, в каких случаях неправильно употреблены местоимения. Устно исправьте ошибки.
1. На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом.
Ответ.. Речевая ошибка заключается в том, что местоимение «они» придаёт тексту двусмысленность, так как не ясно, что занесено снегом — берёзы или снегири. Правильный вариант: «На берёзах, которые занесены снегом, сидят снегири».
2. У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
Ответ. Всё верно.
3. На дереве сидели грачата. Они громко пищали.
Ответ. Всё верно.
4. Ребята из нашего класса, они, конечно, разберутся, в чём дело.
Ответ. Речевая ошибка заключается в том, что местоимение «они» дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное «ребята». Правильный вариант: «Ребята из нашего класса, конечно, разберутся, в чём. дело».
5. Диван стоял в доме. Он был деревянный.
Ответ. Речевая ошибка заключается в том, что
местоимение «он» придаёт тексту двусмысленность, т.к. не ясно, что является деревянным: диван или дом. Правильный вариант: «Диван стоял в доме. Дом был деревянный».
6. Лена поёт в хоре. У ней необыкновенно красивый голос.
Ответ. Речевая ошибка заключается в том, что форма местоимения «у ней» употреблена неуместно. Правильный вариант: «Лена поёт в хоре. У неё необыкновенно красивый голос».
7. Я собираюсь к ему в гости.
Ответ. Речевая ошибка заключается в том, что личное местоимение «ему» после предлога употреблено без Н. Правильный вариант: «Я собираюсь к нему в гости».
8. Малыш подошёл к песочнице. У него с собой были ведёрко и совок.
Ответ. Всё верно.
МИШУТКИНА АКАДЕМИЯ
Задание 1. Разгадайте логогрифы.
Я дождь, и молния, и гром. Но из слова уберём -И я цветок неотразимый, Хоть и с шипами, но любимый. Ответ. Гроза — роза.
И по реке, и по пруду Плыву я в тихую погоду, А с буквой И легко веду Стальную птицу к небосводу. Ответ. Плот — пилот.
Задание 2. Сколько глухих твёрдых согласных звуков в названии сказки А. Пушкина, отрывок из которой приведён?
Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Ответ. 8 звуков: с, к, з, л, т, м, т, ш. («Сказка о золотом петушке».)
Задание 3. Подчеркните глаголы с приставкой ОТ-.
ОТЛОМАЛ: ОТЕЧЕСТВО; ОТСУДИЛ: ОТЫГРАЛ: ОТОВАРИЛСЯ.
Занятие окончено. Продолжи, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».
АНЯТИЕ 11
КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМОРОЧЕК
Цель: развивать внимание, память, нестандартное мышление, быстроту реакции, конструкторские, а также артистические способности.
Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».
Ребята, предлагаю вашему вниманию свою коллекцию заморочек.
Что означает слово «заморочки»? (Задания, способные запутать человека.) В моей коллекции, естественно, заморочки, связанные с русским языком.
Задание 1. Отметьте 0 верные, на ваш взгляд, высказывания. Постарайтесь сделать это как можно быстрее.
Наречие — это часть слова. (Нет, часть речи.)
«Сторона» — это словарное слово. (Нет.)
«Ателье» — несклоняемое имя существительное. (Да.)
Синонимы — это слова, близкие по значению. (Да.)
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «чего?». (Нет, «кого?», «что?»)
Анаграммы — это слова, образованные перестановкой букв. (Да.)
Метаграммы — это слова, различающиеся только одной буквой. (Да.)
Суффикс — это часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Нет, суффикс служит для образования новых слов.)
Предложения бывают повествовательные, вопросительные и нарицательные. (Нет, повествовательные, вопросительные и побудительные.)
«Вода», «водица», «водяной» — это формы одного и того же слова. (Нет, это однокоренные слова.)
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?» (Да.)
Твёрдый знак может стоять на стыке корня и окончания. (Нет, только после приставок.)
«Ты», «она», «мы» — это местоимения. (Да.)
Задание 2. Среди пар антонимов есть такие, которые попали сюда по ошибке. Найдите их и подчеркните.
Жара-холод, мир-война, прибавить-умножить, щедрый-жадный, трудный-лёгкий, гасить-зажигать, смеяться-хохотать, вопрос-ответ, здоровый-больной, любить-обожать, тёмный-светлый, да-нет, первый-последний, говорить-молчать.
Задание 3. Анюта, ученица четвёртого класса, всегда обладала хорошим чувством юмора и сообразительностью. Вот как однажды, решив пошутить, она выполнила домашнее задание. Требовалось догадаться, о ком идёт речь в предложениях.
Изобразите действия с помощью жестов и мимики.
— Ты собираешь грибы.
— Ты срываешь цветок, наслаждаешься его ароматом.
— Ты заблудился, зовёшь на помощь.
— Ты нашёл ёжика, взял его в руки, погладил, отпустил.
— Ты осторожно переходишь по камням через речку.
— Ты «вляпался» в грязь, злишься, чистишь обувь.
— Пошёл дождик, ты прячешься под дерево.
— Тебя укусил комар.
— Ты сел на пенёк, с наслаждением перекусываешь.
— Ты увидел змею, страшно испугался, потихоньку уходишь.
— Ты с удовольствием пьёшь воду из родника.
— Тебе очень жарко, просто нечем дышать.
ОХ УЖ ЭТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ!..
Цель: формировать у учащихся умение находить в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами; развивать внимание, мышление, воображение, артистические, а также конструкторские способности, расширять словарный запас.
Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».
Сегодня, ребята, мы поработаем с фразеологизмами.
Вы уже знаете, что один из разделов русского языка называется фразеологией, он изучает фразеологизмы.
Использование фразеологических оборотов в речи позволяет четко, точно, кратко и метко выразить мысль, чувство, своё отношение к происходящему. Если бы в нашей речи не было бы фразеологизмов, то она была бы неполной, бедной, лишённой своего аромата.
Ox уж эти фразеологизмы!.. В них заключена мудрость народа, его взгляд на природу и человека. Отшлифованные веками, фразеологизмы оказываются лучшим образцом для оформления собственных мыслей, для придания глубины, краткости и выразительности каждому предложению.
Послушайте два предложения. Какое из них, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.
А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете имена, отчества и фамилии поэтов. Перед вами следующее задание.
Задание 2. В каждой строчке записаны имя, отчество и фамилия какого-либо поэта. Ничего не перепутано? Если найдёте ошибку, исправьте её.
Александр Сергеевич Пушкин.
Агния Львовна Благинина. (Барто.)
Иван Андреевич Крылов.
Корней Иванович Заходер. (Чуковский.)
Сергей Владимирович Михалков.
Николай Алексеевич Некрасов.
Самуил Яковлевич Берестов. (Маршак.)
Владимир Владимирович Маяковский.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Григорий Бенционович Остер.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Сергей Александрович Есенин.
Одним из отличительных признаков стихотворения от прозы является рифма. Рифма — это созвучие слов в окончании стихотворных строк. Она придаёт стихотворению красивое звучание, подчёркивает музыкальность стиха, его ритм.
Давайте потренируемся в подборе рифмующихся слов.
Задание 3. Подберите три рифмующихся слова.
Пример. Кошка — дорожка, ножка, ложка, мошка.
Стакан — _ (карман, роман, аркан).
Мир — _ (командир, бригадир, кумир).
Весна -_ (красна, ясна, она, полна).
Болтала — _ (летала, читала, устала).
Хромой — _ (головой, деловой).
ЗАНЯТИЕ 15
СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ
Цель: познакомить детей с различными формами игр со словами; развивать внимание, ориентацию в пространстве, творческое мышление, артистические способности, чувство рифмы.
Сегодня, ребята, я познакомлю вас с разнообразными словесными забавами, в которые можно играть одному или с друзьями, дома, на отдыхе или в дороге.
Задание 1. Выполните графический диктант.
Поставьте точку в уголке клетки. Процедите линию:
на одну клетку вниз; на одну клетку вверх наискосок справа налево; на одну клетку влево; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на три клетки вправо; на две клетки вниз; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на одну клетку вправо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на три клетки вниз; па две клетки вниз наискосок справа налево; на две клетки влево; на две клетки вверх наискосок справа налево; на три клетки вверх; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на одну клетку вправо; на одну клетку вниз наискосок слева направо.
Если вы сделали всё правильно, то нарисовали по клеточкам яблоко.
Придумайте на каждую букву этого слова полное мужское или женское имя.
Задание 3. Расшифруйте спунеризмы. Подсказка: все слоги переставлены местами.
1. ПЕРЕТУРИЕ С МИРКАМИ. Ответ. Перемирие с турками.
2. ЛУЖНЫЕ ГРЯЗИ. Ответ. Грязные лужи.
3. ТРАЛЁНАЯ ЗЕВА. Ответ. Зелёная трава.
4. ДОХОДНАЯ ПЕШЕРОЖКА, Ответ. Пешеходная дорожка.
б. РУКОВОСНЫЙ КЛАСДИТЕЛЬ. Ответ. Классный руководитель.
Задание 4. Попробуйте придумать свои примеры спу-шризмов.
А сейчас — занимательный привал!

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов