Русский язык. 4 класс. Учебник. Часть 1. Полякова А.В

Оценить эту страницу

Пособие входит в УМК «Русский язык. 1 — 4 классы» А.В. Поляковой, разработанный в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа курса направлена на развитие теоретических представлений о системе русского языка, его фактах, закономерностях, овладение культурой устной и письменной речи, воспитание положительного отношения к родному слову.

Русский язык. 4 класс. Учебник. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 4 класс. Учебник. Часть 1. Полякова А.В.

Какова роль неопределённой формы глагола в предложении?
1. Прочитайте. Из какой сказки А. Пушкина отрывок?
2. Спишите отрывок.
3. Сравните сказуемые. Поставьте к ним вопросы.
Глаголы в предложениях являются сказуемыми.
2. Выпишите глаголы. Поставьте к ним вопросы. Укажите неопределённую форму.
3. Укажите образные сравнения.
3. Сравните основы глаголов в неопределённой форме и в прошедшем времени.
4. Сравните глаголы в прошедшем времени по составу. Что общего? В чём различия?
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л и родовых окончаний, а также окончания -и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.
Суффиксы глаголов в неопределённой форме и прошедшем времени (-ть, -л) служат для образования форм слов и называются формообразующими.
Суффиксы, которые служат для образования новых слов, называются словообразующими.
2. Устно укажите глаголы в неопределённой форме и прошедшем времени, их суффиксы. Назовите время и число остальных глаголов.
3. Выделите основу глаголов.
4. Как можно уточнить понятие основы слова?
Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор ит, говори ть, говори л).
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ Н НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Раздельно или слитно?
1. Прочитайте пословицы и поговорки. Обратите внимание на выделенные глаголы с частицей не.
2. Запишите выделенные глаголы с частицей не и без неё по образцу: не видишь — видишь ...
3. Сравните по смыслу глаголы с частицей не и без неё. Что выражают глаголы с этой частицей: отрицание или утверждение?
4. Как пишется частица не с глаголами?
В языке есть части речи, которые называются ^ служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений.
ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Что такое спряжение глагола?
2. Спишите. Выделите окончания глаголов.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы имеют два спряжения: 1 и 2.
1. Поставьте глаголы в форму 2-го лица напишите.
"
1. Выпишите в два столбика глаголы с ударными и безударными окончаниями. Выделите окончания.
2. Разделите выделенные глаголы на две группы — по спряжениям. Запишите.
3. Выделите окончания глаголов.
1. Проспрягайте письменно глаголы говорить и вставать.
2. Укажите спряжение глаголов.
3. Составьте предложения с глаголами.
1. Напишите глаголы по образцу.
2. Сравните суффиксы в основах глагол0 неопределённой формы в первой и второй груп пах. В чём различие?
Глаголы с безударными личными окончаниями имеющие в неопределённой форме основу на -и (ть), относятся ко 2 спряжению (ходить, ловить). Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями, кроме глаголов-исключений, относятся к 1 спряжению (считать, гулять).
Запишите глаголы в два столбика — по спряжениям.
1. Запишите данные глаголы в неопределенной форме и во 2-м лице.
2. Выпишите глаголы. Укажите спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Проспрягайте письменно глаголы смоет,,, видеть, дышать, слышать, гнать.
вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
3. Почему глаголы названы исключениями? Чем сличаются 11 глаголов-исключений от глаголов брить, стелить?
4. Составьте словосочетания с глаголами бреет и стелют.
При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно проверить:
1) спряжение по неопределённой форме;
2) не является ли глагол исключением.
Прочитайте. Выпишите глаголы-исключения.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
1) поставить глагол в начальную (неопределённую) форму;
2) определить спряжение;
3) проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа;
4) определить окончание данного глагола.
Напишите по шесть глаголов в настоящем и Идущем времени в разных лицах. Выделите личные окончания.
Образуйте от данных глаголов и запишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа в настоящем или будущем простом времени.
Запевать, играть, летать, написать, завтракать, ходить, нарисовать, прочитать, прыгать, ловить, наловить.
2. Выделите окончания глаголов 2 спряжения.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, жите спряжение глаголов.
1. Измените глаголы по образцу.
Смотрела — смотреть, смотрят; приносите играешь, присылаешь, считала, объявим.
2. Укажите спряжение глаголов.
Письменно выполните разбор глаголов пилите, плаваешь, убегу, светит, напишу, играем:
укажите время, лицо, число, спряжение.
Приготовьтесь ответить на вопросы, подберите примеры.
1. Какие глаголы имеют родовые окончания?
2. Как определяют лицо глагола прошедшего времени?
3. Как изменяются окончания у глаголов?
4. Какая разница между склонением и спряжением?
Выпишите глаголы по лицам. Вставьте пропущенные буквы.
2. Выпишите глаголы и выполните устно их разбор: определите время, лицо, число, спряжение.
3. Найдите пример с олицетворением.
2. Укажите спряжение глаголов.
1. Спишите глаголы, укажите спряжение.
Отпирать, натирать, надевать, тереть, убирать, тратить, хлопотать, заезжать, глядеть, велеть.
2. Составьте словосочетания с существительными.
Данные глаголы запишите в форме 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажите спряжение глаголов.

[свернуть]

Похожие страницы