Русский язык. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Это руководство создано в помощь преподавателю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В книге представлены научно-методические основы курса «Русский язык» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 4 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 4 классе, методические разработки всех уроков.
Представляемые педагогу методические рекомендации призваны облегчить и организовать более эффективную работу по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Русский язык. 4 класс. Методическое пособие. Формат: pdf

Русский язык. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Глаголы-исключения Уроки 148—152
Ход урока 148
Актуализация темы урока
Введение понятия глаголы-исключения. На доске записано предложение Корабль терпит бедствие. Учитель отмечает, что все слова в этом предложении написаны правильно, и просит найти слово, в котором написание окончания школьники не могут объяснить. Глагол в начальной форме терпеть имеет суффикс -еть, а окончание — как во II спряжении. Дело в том, что русская орфография создавалась многие века и в ней остались слова, которые пишутся no-старому, по традиции. Слова, которые не подчиняются общим правилам, называются исключениями. Чтение сообщения Самоварова о глаголах-исключениях и диалога Ани и Вани (с. 105).
Ход урока 149
Актуализация темы урока
Уточнение круга слов-исключений: «Вы уже знаете, что слов-исключений 11. Но слово может «прятаться» за приставками и суффиксами: у-дер-жать-ся, за-смотреть-ся. Такие «замаскированные» глаголы тоже исключения. Как проверить, относится глагол с приставкой и с суффиксом -ся к исключениям или нет? Надо попробовать отбросить приставку, отбросить суффикс -ся и посмотреть, что останется. Например: по-слышать-ся — глагол-исключение, по-слушать-ся — не исключение». Чтение сообщения Совёнка (с. 106). Основной этап урока
Выбор слов-исключений из ряда однокоренных глаголов (РТ, упр. 115). Важно, чтобы учащиеся сначала отбрасывали приставки в тех словах упражнения, где они есть, и определяли, является ли глагол исключением.
Ход урока 150
Актуализация темы урока
Обобщение представлений учащихся о способах определения спряжения глаголов по вопросу учителя: «Вспомните, какими способами мы можем определить спряжение глагола. Подсказка: таких способов три». Учащиеся называют: а) по ударному личному окончанию (молчат, несут); б) по суффиксу неопределённой формы (строить — строят, сеять — сеют); в) по традиции — для 11 глаголов-исключений и их приставочных образований.
Ход урока 151
Актуализация темы урока
Учитель: «Сегодня мы продолжим работу с орфограммами ».
Основной этап урока
Выполнение упр. 179. Задание выполняется по цепочке с устным комментированием пропущенных букв и обязательным называнием орфограмм.
Составление сложных предложений из предложенных частей и повторение личных окончаний глаголов (РТ, упр. 123).
Работа с текстом (РТ, упр. 121). Учащиеся сначала письменно выполняют задание, затем называют орфограмму, на которую пропущена буква в каждом из случаев, и определяют алгоритм её проверки. Вопросы к тексту записываются учащимися, ответить на них надо устно.
Составление рассказа о глаголе на основе упр. 124 из РТ. Задание выполняется самостоятельно, письменно, с обязательной проверкой в классе.
Ход урока 149
Актуализация темы урока
Систематизация знаний о глаголе по вопросу учителя: «Глагол — это самая объёмная часть речи. Вспомните, как может изменяться глагол». Выслушиваются ответы учащихся, затем используется таблица из упр. 180. Таблицу лучше всего заранее начертить на доске и заполнять по ходу ответов детей. Введение полной схемы разбора глагола как части речи при чтении сообщения Самоварова и Вани (с. 108).
Основной этап урока
Анализ глаголов (упр. 181) выполняется сначала устно, затем письменно.
Ход урока 153
Контрольная работа по заданиям рубрики «Проверь себя» (с. 109). Все задания выполняются письменно.
Ход урока 154
Урок отводится исправлению и объяснению ошибок, допущенных в контрольной работе.
Имя числительное Уроки 155—157
Предметные целевые установки уроков:
• объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
• сравнивать имена числительные разных разрядов по функции и по употреблению в речи;
• употреблять числительные в речи.
Ход урока 156
Актуализация темы урока
Знакомство с простыми, сложными и составными именами числительными на основе анализа слов (упр. 188) и чтения сообщения Самоварова (с. 112).
Основной этап урока
Составление и решение арифметических примеров при работе в паре (упр. 189). В скобках после каждого имени числительного надо указать, какое оно по составу: простое, сложное или составное.
Составление диалогов с использованием имён числительных (упр. 190). При записи диалогов надо напомнить учащимся, что каждую реплику надо писать с новой строки, в начале строки ставить тире.
Распределение имён числительных по группам на основе их состава (РТ, упр. 128).
Ход урока 157
Актуализация темы урока
Необходимость использования имён числительных в речи дети доказывают, отвечая на проблемный вопрос учителя: «Как вы думаете, может ли современный человек обойтись без имён числительных? Докажите своё утверждение».
Основной этап урока
Составление рассказа-рассуждения по заданию упр. 192. Рассказы учащихся сначала заслушиваются устно, затем записываются.
Систематизация знаний об имени числительном: сначала учащиеся пробуют самостоятельно рассказать всё, что они узнали о словах данной части речи, затем ответы уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 113).
Анализ имени числительного как части речи по образцу (упр. 193).
Наречие Уроки 158—160
Предметные целевые установки уроков:
• находить наречия в предложении;
• определять грамматические особенности наречий (неизменяемость);
• сравнивать наречия и слова других частей речи по их грамматическим признакам (изменяемость-неизменяемость);
• составлять словосочетания с наречиями;
• распространять предложения наречиями.
Ход урока 149
Актуализация темы урока
Первоначальное знакомство с наречиями путём создания проблемной ситуации при выполнении упр. 194. Чтение сообщения Самоварова (с. 114).
Основной этап урока
Распределение наречий на группы на основе вопросов (РТ, упр. 131).
Составление словосочетаний с наречиями (упр. 195). При разборе наречий по составу важно отметить, что у них не может быть окончания, и нулевого окончания в том числе. К этому выводу учащиеся должны прийти при чтении диалога Ани и Вани (с. 115). Вывод подтверждается при чтении сообщения Самоварова (с. 115).
Подбор наречий с антонимичным значением (РТ, упр. 133).
Домашнее задание
Найти наречия в словарике антонимов (с. 132), выписать их, составить и записать с каждым из наречий предложения.
Повторение Уроки 161—170
Целевые установки уроков
Личностные:
• осознать объём приобретённых знаний по русскому языку за время обучения в начальной школе;
• стремиться к получению новых знаний;
• использовать полученные знания в практике общения. Метапредметные:
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью;
• контролировать и корректировать свои действия, оценивать их;
• использовать итоговой и пошаговый контроль при выполнении заданий.
Предметные:
• систематизировать знания о способах анализа слова, полученные за время изучения русского языка в 1—4 классах;
• обобщать знания по фонетике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксису;
• закреплять коммуникативные навыки при ведении диалога, составлении текстов разных типов.
Состав учебно-методического комплекта «Русский язык» для 4 класса
УМК для 4 класса включает следующие издания:
Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: учеб. пособие для об-щеобразоват. организаций / [Л. Ф. Климанова и др.]. — М.: Просвещение, 2014.
Климанова Л. Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина]. — М.: Просвещение, 2017.
Климанова Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина]. — М.: Просвещение, 2017.
Михайлова С. Ю. Русский язык. Тесты. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. Ю. Михайлова]. — М.: Просвещение, 2017.
Михайлова С. Ю. Русский язык. Тетрадь учебных достижений. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. Ю. Михайлова]. — М.: Просвещение, 2017.
Михайлова С. Ю. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. Ю. Михайлова]. — М.: Просвещение, 2017.
Бондаренко А. А. Рабочий словарик. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А. А. Бондарен-ко]. — М.: Просвещение, 2017.
Климанова Л. Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — М. : Просвещение, 2017

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов