Занимательный русский язык. 3 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

В книге представлены материалы к занятиям с учениками 3 классов курса «Занимательный русский язык». Занятия курса содействуют закреплению учениками выученного на уроках русского языка материала, наиболее глубокому его изучению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. В интересной форме школьникам предлагается ближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить наслаждение от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Раздел «Занимательный привал» позволит потренироваться в инсценировке юморесок, показать свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеткам и так далее.

Занимательный русский язык. 3 класс. Методическое пособие.  Формат: pdf

Занимательный русский язык. 3 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

Задание 5. Соедините линией фразу с пословицей (поговоркой), которая ей соответствует.
Бедняки вынуждены мыслить изворотливо.
В ногах правды нет.
Нижние конечности не являются источником истины.
У страха глаза велики.
Главный орган кровообращения не терпит никаких указаний.
Голь на выдумки хитра.
Ужас увеличивает органы зрения.
Ползёт, как черепаха.
Очень медленно передвигается, подобно пресмыкающемуся в панцире.
Сердцу не прикажешь.
Задание 6. Выберите вариант ответа на вопрос пословицы (поговорки). Отметьте его. Устно назовите саму пословицу (поговорку).
1. Какому коню не рекомендуется смотреть в зубы?
— приблудившемуся;
— дарёному;
— выигранному.
Ответ. Дарёному коню в зубы не смотрят.
ИГРОТЕКА
Цель: закреплять знания учащихся о вежливых словах, пословицах, фразеологизмах и их значениях, формировать умение разгадывать русские народные загадки; развивать внимание, творческое мышление, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся — спички.
Сегодня, ребята, мы повторим темы, изученные на предыдущих трёх занятиях. Я приглашаю вас в игротеку!
Задание 1. Расшифруйте пословицы о добрых словах. Запишите их.
Задание 2. Найдите ошибки. Исправьте их, правильно проведя линии.
Дорогой друг! Доброе утро! Будьте так любезны! Прошу простить меня Огромное вам спасибо! До встречи!
Задание 3. Соедините фразеологизмы, содержащие в себе слово «глаза», с их значениями.
Задание 4. Познакомьтесь со значениями следующих фразеологизмов.
Задание 5. Среди букв в каждой строке отыщите пословицу. Отметьте чёрточками её начало и конец. Определите тему всех четырёх пословиц.
Задание 6. Разгадайте кроссворд «Русские народные загадки».
ЗАНЯТИЕ 5 ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Цель: Тренировать учащихся в грамотном написании словарных слов; развивать внимание, мышление, слуховую память, воображение, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, спички.
Сегодня, друзья, я предлагаю вам поупражняться в грамотном написании словарных слов.
Задание 1. Прочтите загадки и запоминалки для слов с удвоенными согласными. Запомните написание словарных слов.
Задание 2. Разгадайте кроссворд «Словарные слова».
МИШУТКИНА АКАДЕМИЯ
Задание 1. Разгадайте метаграммы.
Как кушанье меня ты ценишь, Довольно вкусный я продукт. Но если Ы на О заменишь, Меня тот час же подметут. Н Ответ. Сыр — сор.
Задание 2. Переставьте местами буквы, так чтобы получились слова на тему «Неживая природа». Запишите их.
ЗАНЯТИЕ 6
РАСТЕНИЯ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ
Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак»; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение, память, фантазию, артистические способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Задание 8. Нарисуйте мини-плакат на тему «Нет курению!».
МИШУТКИНА АКАДЕМИЯ
Задание 1. Даны слова. В какие из них можно добавить букву «мягкий знак» так, чтобы снова получились правильные слова? Подчеркните Задание 2. Если записать следующие фамилии B алфавитном порядке, то какая из них окажется последней? Отметьте правильный ответ.
Андреев Алфёров Быков Булкин Бикетов
Задание 3. Во всех данных словах, кроме одноro, можно переставить буквы местами и получить названия растений. Кроме какого?
ЗАНЯТИЕ 7
ЖИВОТНЫЕ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ
Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «отставной козы барабанщик», «показать, где раки зимуют», «мышиная возня»; развивать внимание, мышление, воображение, фантазию, пространственную ориентацию, чувство рифмы и ритма, артистические способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
ЗАНЯТИЕ 8 ИГРОТЕКА
Цель: познакомить учащихся со значением фразеологизмов: «собаку съесть», «стреляный воробей», «развесистая клюква», «разделать под орех», упражняться в правильном написании словарных слов; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские, а также артистические способности.
Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».
Я приглашаю вас, друзья, в игротеку! Сегодня мы поработаем с фразеологизмами, связанными с растениями и животными, а также повторим правописание словарных слов.
Задание 1. Расшифруйте фразеологизмы, связанные с названиями животных.
Задание 2. Придумайте и запишите по одному предложению с использованием фразеологизмов «собаку съесть» и «стреляный воробей».
Задание 3. Расшифруйте фразеологизмы, связанные с названиями растений.
а) Выпишите по строчкам только те буквы, которые есть в русском алфавите. Составьте из них фразеологизм.
б) Разгадайте криптограмму. Криптограмма.
ЗАНЯТИЕ 9
Я НЕ ПОЭТ, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ…
Цель: формировать у учащихся представление о стихотворной речи, понятиях «рифма» и «ритм», упражняться в умении подбирать рифмующиеся слова, сочинять четверостишия по заданным рифмам; развивать внимание, творческое мышление, конструкторские способности, воображение, чувство ритма и рифмы.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, головоломка «танграм».
Задание 1. Прочтите стихотворение. Соедините линиями в данном тексте рифмующиеся слова.
Задание 2. Придумайте как можно больше рифм к следующим словам.
Задание 4. Из данных строк соберите две загадки, состоящие из четырёх строк. Для этого проставьте в начале каждой строки красным карандашом цифры 1-4, соответствующие первой загадке, синим — соответствующие второй загадке. Отгадайте их.
МИШУТКИНА АКАДЕМИЯ
Задание 1. К неодушевлённому имени существительному подберите однокоренное одушевлённое имя существительное. Запишите.
ЗАНЯТИЕ 10
КАК МОРФОЛОГИЯ ПОРЯДОК НАВЕЛА
Цель: закреплять умение учащихся различать части речи: существительное, прилагательное, глагол; развивать внимание, мышление, в том числе — творческое, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся — спички.
Сегодня мы поговорим о частях речи, которые вам хорошо известны и которые не известны вообще, но с которыми вам очень скоро предстоит познакомиться. Изучает части речи наука морфология.
ЗАНЯТИЕ 13
И СНОВА ЖИВОТНЫЕ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ
Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конём», «газетная утка», «валаамова ослица»; развивать внимание, мышление, слуховую память, пространственную ориентацию, чувство рифмы и ритма, конструкторские, а также артистические способности.
Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».
Задание 1. Раскрасьте цветными карандашами личные местоимения.
К сожалению или к счастью, личные местоимения могут изменяться до неузнаваемости.
Задание 2. Посмотрите на таблицу. Обратите внимание, какие формы могут приобретать личные местоимения.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Пользуясь данной таблицей, определите начальную форму выделенного местоимения. Напишите её.
А у меня портфель в руке С огромной двойкой в дневнике.__(я).
Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один! В прятки мы играть хотим! Надо только нам узнать, Кто из нас пойдёт искать. Ой, как холодно ей! Десять кофточек на ней, Десять кофточек надето Да тулуп зимой и летом.
Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. _ (они).

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов