Диктанты по русскому языку. 3 класс. Гринберг И.Г. и др.

Назначение этой книги — дать преподавателю начальных классов различный текстовый материал для проведения письменных работ по всем основным темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе. Представляемые тексты рекомендованы для выполнения диктантов различных видов: зрительных, предупредительных или объяснительных — при отработке навыка безошибочного письма на изученные правила, а также контрольных диктантов — для проверки и оценивания орфографических и пунктуационных навыков.

Диктанты по русскому языку. 3 класс. Формат: pdf

Встреча в овраге
Вечером Ушастик оказался у оврага. Прыгал он вдоль оврага, щипал траву. Вдруг рядом выпорхнули глухари. От испуга зайчишка метнулся в сторону, перевернулся через голову и покатился вниз. А в овраге барсук. Стоят они друг перед другом и не могут пошевелиться. Первым в себя пришёл барсук и предложил Ушастику дружбу. Зайчик поблагодарил барсука и поскакал дальше. (55 слов)
Слова для справок: пошевелиться, предложил.
Грамматические задания:
1. В первом и третьем предложениях подчеркните грамматические основы.
2. Выпишите из текста два-три глагола с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне». Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
3. Найдите в тексте и подчеркните предлоги.
Сбор ягод
Однажды осенью ребята отправились в лес. Они старались набрать побольше ягод рябины и калины. Плоды рвали аккуратно. За лето дети насушили ягоды малины, земляники. Собрали хороший урожай яблок. Нарезали их на дольки и тоже засушили.
Школа находится рядом с парком. Там много разных птиц. В морозные и холодные дни ребята подкармливают пернатых друзей ягодами и яблоками. (56 слов)
Слово для справки: пернатых.
Грамматические задания:
1. Укажите знакомые вам части речи над словами второй части текста.
2. Выпишите из текста два слова с непроверяемым безударным гласным в корне. Запишите ещё три слова на эту орфограмму.
3. Найдите в тексте формы одного слова. Выделите окончания.
Птичьи семьи
Ранняя весна. Грачи прилетели и сразу на гнездо. А за ними и скворцы спешат.
Грач занимает гнездо и зовёт подружку. Старые скворцы прилетают первыми и тоже зазывают невест. Прилетит такая, юркнет в скворечник и улетит — не понравился. Скворец новую на смотрины зовёт. Грач натаскал на берёзу прутьев, раскрыл крылья — приглашает грачиху семью строить.
Вот какие дела! (56 слов)
Слова для справок: невест, тоже.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста слова с орфограммой «Разделительный ь». Укажите количество звуков в словах.
2. Подчеркните в словах четвёртого предложения орфограммы. Докажите правильность написания.
3. Подберите и запишите к слову берёза несколько одноко-ренных слов.
Дружная работа
За ночь двор замело снегом. Кругом большие сугробы. К реке не пройти. Дворник Семён Лукич ловко кидает лопатой снег в машину. Ему помогают и жильцы дома. Много ребят вышли во двор с лопатами. Машина вывезет снег за город.
Быстро расчистили дорогу к реке. Юра и дядя Илья пошли на рыбалку. Они поймали щуку и леща. Хороша получится уха! (58 слов)
Слова для справок: Лукич, расчистили, получится.
Грамматические задания:
1. Найдите в тексте формы одного слова, выделите окончания.
2. Выпишите из текста слова с непроверяемым безударным гласным в корне.
3. Разберите по членам седьмое предложение. Укажите части речи.
Летом
Мы с младшей сестрёнкой Катюшей любим гостить у бабушки в деревне. Здесь удивительная тишина и свежий воздух. Часто мы с подружками ходим в ближний лесок за земляникой. На солнечных полянках краснеют спелые ягоды. Над цветами весело танцуют бабочки. Дикие пчёлы деловито собирают сладкий мёд. Каждая травинка радуется тёплым солнечным лучам. С полными лукошками душистых ягод мы возвращаемся домой. (58 слов)
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста четыре слова с проверяемым безударным гласным в корне. Рядом напишите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два-три глагола, в которых количество букв и звуков не совпадает. Укажите, сколько слогов, букв и звуков в словах.
3. Подберите однокоренные слова к словам: лес, мёд, дом. Выделите корень.
Гимн весне
Первый день весны. В городском парке царит тишина. Около качелей одиноко грустит снеговик. Лёгкий ветерок дремлет среди ветвей деревьев.
Вдруг в вышине послышался весёлый посвист. В ветвях сосны желтогрудая птичка звонко распевала озорную песенку. В зелени колючих хвоинок крошечная певунья мелькала, словно смешливый солнечный зайчик. Её нежный напев далеко разносился в тиши сонных деревьев.
Маленькая синичка радостно славила приход весны. (60 слов)
Постановку запятой проговаривает учитель.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста четыре неодушевлённых имени существительных с проверяемым безударным гласным в корне. Рядом напишите проверочные слова.
2. Разберите по составу слова: городской, желтогрудая, смешливый.
3. Подчеркните грамматическую основу во втором предложении. Укажите части речи.
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Снегопад
Сегодня с утра идёт снег. Дома и деревья утонули в густом снежном облаке. Во дворе на машине пушистый сугроб. Снегопад запорошил все тропки и дорожки. Но рады мягкому снежку малыши. Они дружно катят большой снежный ком. Скоро около берёзки вырос снеговик. (41 слово)
Грамматические задания:
1. Выпишите четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова». Подберите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два слова с непроверяемым безударным гласным в корне. Обозначьте орфограмму.
3. Выпишите из текста четыре однокоренных слова. Выделите корень.
Дары леса
В солнечный день подружки пошли в лес за грибами. Девочки набрали целое лукошко. Тут белый гриб, лисички, сыроежки, груздь. На лесной опушке росла земляничка. Ягодки прятались в зелёной травке. Но подружки набрали по полной чашке. Спасибо, батюшка-лес, за твою щедрость! (41 слово)
Постановку запятых вне программы и дефиса проговаривает учитель.
Грамматические задания:
1. Выпишите четвёртое предложение. Выполните его полный разбор.
2. Выпишите пять слов с орфограммой «Парный согласный в корне». Подберите проверочные слова.
3. Разберите по составу слова: подружки, ягодка, батюшка.
Любимое занятие
Вика села рисовать. На столе перед ней карандаш, кисть, краски, альбомный лист. Девочка рисует рощу. Над макушками берёз восходит солнышко. По небу плывут лёгкие облачка. На ветках деревьев и нежной травке блестят капли росы. Просыпаются ромашки и незабудки. Красивый получился рисунок! (41 слово)
Грамматические задания:
1. Выпишите четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова». Подберите проверочные слова.
2. Выпишите из текста три слова с непроверяемым безударным гласным. Обозначьте орфограмму.
3. Подчеркните грамматическую основу в пятом предложении. Укажите части речи.
На рыбалке
В выходной папа взял меня на рыбалку. Мы поплыли на остров. Над речкой разливался рассвет. Скоро лодка причалила. Каменистый берег был усыпан ракушками. Мы размотали лески и стали ловить рыбу. На обед у нас было шесть окуней и карась. Хороша была уха! (42 слова)
Слово для справки: ракушками.
Грамматические задания:
1. Выпишите три слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова». Подберите проверочные слова.
2. Выпишите из текста по два слова с проверяемым и непроверяемым гласным в корне. Написание проверяемых гласных докажите.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова обед.
В лесу
Летом мы с бабушкой ходили в лес. Сколько там чудес! Мы слышали птичий щебет, шелест листвы и шёпот трав. На дорожке нам повстречался колючий ёж. В лесной глуши прятались груздь и белый гриб. На солнечной опушке краснели ягодки земляники. Мы были словно в сказке! (44 слова)
Слово для справки: шёпот.
Грамматические задания:
1. Выпишите пять слов с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
2. Выпишите из текста три слова с непроверяемым гласным в корне слова. Напишите ещё три слова с этой орфограммой.
3. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксом -к-: тетрадь, шуба, берёза, лапа, глаз, книга. Обозначьте корни слов.
Морозный вечер
Весь день шёл снегопад. Берёзки, изгородь, канавки и дорожки укрыл он мягким покрывалом. На крыльце вырос пушистый сугроб. К вечеру ударил мороз. На тёмном небе заблестели тысячи звёзд. Лужи сковал прозрачный лёд. Ветки кустов опушил морозный иней. Тишина. Лишь под ногами слышен скрип снега. (44 слова)
Слово для справки: лишь.
Грамматические задания:
1. Укажите род, число и падеж имён существительных в шестом и седьмом предложениях.
2. Выпишите из первого и второго предложений слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова». Подберите проверочные слова. Корень обозначьте.
3. Выпишите из текста две пары однокоренных слов. Выделите корень.
Гости
Пришла долгожданная весна. Яша с папой пошли в сад. Кругом ещё лежит глубокий снег. Папа привязал к старому дереву скворечник.
Через шесть дней на лужах растаял лёд. Засинела гладь озера. Осели снежные сугробы. Весело щебечут воробьи. В наш сад прилетели скворцы и заняли скворечник. (44 слова)
Слова для справок: через, (в) наш.
Грамматические задания:
1. Разберите по составу слово долгожданная.
2. Укажите число и род имён существительных в четвёртом предложении.
3. Выпишите из текста два-три слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
Птицы весной
На лесной опушке растут крепкие дубки. В их ветвях живут дрозд и рябчик. Над деревьями кружит ястреб. Он высматривает себе обед. Но зайчишка уже поменял белую шубку. Теперь его трудно найти в лесной глуши. Издалека слышен голос кукушки. Значит, мороз не вернётся до будущей зимы. (45 слов)
Постановку запятой проговаривает учитель.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста пять слов с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
2. Выпишите из текста три слова с проверяемым безударным гласным в корне слова. Подберите проверочные слова. Обозначьте корень.
3. Укажите, какими частями речи являются слова первого предложения.
На катке
На улице мороз. Но Лене не страшен холод. Она надела тёплую куртку, шапку, шарф и варежки. В спортивную сумку Лена положила коньки. Девочка спешит на каток. Здесь свет прожекторов и детский смех. Танцуют в воздухе лёгкие снежинки. Кружат в ледовом хороводе дети. Всех заворожила музыка зимы. (46 слов)
Слова для справок: прожекторов, заворожила.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста пять-шесть слов с орфограммой «Парный согласный в корне слова». Подберите проверочные слова.
2. Выпишите из текста три слова с непроверяемым гласным в корне слова.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова коньки.
Поход
В четверг на рассвете наш отряд отправился в поход. Мы шли через луг и лес. Скоро вышли на опушку. Тут ребята учились ставить палатки. Потом все играли в городки и футбол. На обед были суп, пирог и сок. Пора возвращаться в лагерь. Весело было в походе! (46 слов)
Слово для справки: возвращаться.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста по два имени существительных м.р. и ж.р.
2. Выпишите из текста пять слов с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
3. Подчеркните грамматическую основу в первом предложении. Выпишите из него все словосочетания.
Ястреб
Стоит ясная погода. Ранним утром мама-курица вывела своих цыплят на прогулку на лужок. К полудню солнце сильно припекало. Цыплятки расправили крылышки на травке.
Вдруг в небе появился большой ястреб. Он схватил когтями одного цыплёнка. Клушка закричала, но было поздно. Ястреб с добычей скрылся за деревьями. (46 слов)
Слова для справок: вдруг, (с) добычей.
Постановку запятой и дефиса проговаривает учитель.
Грамматические задания:
1. Над словами первой части текста напишите известные вам части речи.
2. Выпишите из текста по одному слову:
а) с буквой проверяемого безударного гласного в корне;
б) с буквой парного согласного в корне;
в) с буквой непроизносимого согласного в корне.
Подберите проверочные слова.
3. Подчеркните грамматическую основу в восьмом предложении. Выпишите словосочетания с вопросами.
Осенний лес
В солнечные осенние дни очень красив русский лес. С деревьев опадают последние листья. Между ветвей берёз видны тонкие нити липкой паутины. Редко встретишь поздний гриб. Всё ещё тёплое солнце ласкает макушки деревьев. Земля покрыта ковром из разноцветных листьев. Хорош лес осенью! Хочется снова и снова любоваться его красотой. (48 слов)
Слова для справок: всё, ещё, хочется.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста по одному слову:
а) с буквой проверяемого безударного гласного;
б) с буквой парного согласного;
в) с буквой непроизносимого согласного в корне.
Подберите проверочные слова.
2. Найдите в тексте восклицательное по интонации предложение. Подчеркните его.
3. Выделенное слово разберите по составу.
Старый пруд
В нашем парке есть пруд. Он особенно красив в жаркий летний день. Поверхность пруда гладкая и спокойная. По тёмной воде легко скользят прогулочные лодки. У берега на мелководье плещутся маленькие рыбки. Близко от пруда растут молодые берёзки. В знойный полдень так приятно посидеть на травке в их тени. (48 слов)
Слова для справок: особенно, мелководье.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста два слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова. Придумайте и запишите ещё два слова на эту же орфограмму.
2. Найдите в тексте и выпишите формы одного слова.
3. Разберите по составу слова: гладкие, мелководье, маленькие, берёзки.
Берлога
Пришла зима. Снег укрыл землю пушистым ковром. Все дорожки и тропки в лесу замело.
В лесной глуши готовился к зиме медведь. Выбрал место для берлоги. В свой дом он принёс мягкую сосновую хвою. Тепло и уютно будет в доме. Подует резкий холодный ветер. Ударит мороз. Не страшна зима медведю! (49 слов)
Слова для справок: готовился, не страшна.
Грамматические задания:
1. Найдите в тексте нераспространённые предложения. Подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
2. Укажите в тексте род имён прилагательных.
3. Найдите в тексте разные формы слова медведь. Выделите окончания, определите падеж.
Во дворе
Было воскресное утро. Сквозь плотные занавески пробивался солнечный свет. Глеб быстро встал, сделал зарядку и умылся. После завтрака мальчик побежал во двор. Там его уже ждал друг Влад. У него был самокат. Ребята катались возле дома на площадке. Вскоре вышел Слава Рожков. Друзья стали играть в прятки. Весело было! (49 слов)
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста пять-шесть слов с орфограммой «Парный согласный в корне слова». Подберите проверочные слова. Корень обозначьте.
2. Выпишите из текста три слова с непроверяемым гласным в корне слова. Допишите ещё три слова с этой же орфограммой.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова друзья.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов