Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 3 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А

Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 3 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А
5 (100%) 1 vote[s]

В книге собраны все правила, нужные для автоматического грамотного письма, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку 3 класса. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок различные проверочные работы. Учебник поможет преподавателям и родителям проверить качество знаний детей, а учащимся приготовиться к контрольным работам и мини-ЕГЭ.

Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 3 класс.  Формат: pdf

Правила русского языка, без которых нельзя писать без ошибок. 3 класс.

Проверяемые безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
У Проверяй не все гласные в корне, а только те, в которых есть безударные гласные А—О или Е—И—Я. Изменение слова и подбор однокоренных слов — два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
1) Поставь слово во множественное число: стена — стены.
2) Поставь слово в единственное число: моря — море.
3) Назови слово ласково с помощью суффиксов -УШК- , -К-: трава — травушка, травка.
4) Задай вопросы что делает? что делать?: плескать — (что делает?) плещет; выбрал — (что делать?) брать.
5) Задай вопрос что?: трещать — (что?) треск.
6) Найди проверочное слово из одного корня: домишко — дом, котёнок — кот.
Как проверить парные согласные в слабой позиции?
1) Подставь предлог БЕЗ, О, К или слово НЕТ: плов — без плова, о плове, к плову, нет плова.
2) Поставь слово во множественное число: гриб — грибы.
3) Назови слово ласково с помощью суффиксов -ОЧЕК- , -ОК- , -ИК- , -УШК- , -ЕНЬК-: лес — лесочек, лесок; краб — крабик; дед — дедушка, низкий — низенький.
4) Задай вопрос что делать?: залез — (что делать? ) залезать.
5) Измени слово так, чтобы после этой согласной была сонорная согласная JI, М, Н, Р: свет — светлый, гриб — грибной, мороз — морозный.
Пиши букву Ы после Ц:
1) в окончаниях существительных мн. ч.: огурцщ, лестницщ;
2) в окончаниях прилагательных: куц\ьи%, бледнолицый[ьЩ;
3) в суффиксах прилагательных на -ЦЫН (Лисицын, хвост, сестрицына подружка, курицыно перо).
Запомни, что в фамилиях, оканчивающихся на -ЦЫН, может быть и буква И: Павел Синицын и Павел Синицин (в зависимости от написания в документах). Чаще пишут Ы.
Написание предлогов со словом
Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
Буквы 3 и С на конце приставок
Пиши 3 на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, В03-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, возложить, низложить, взлёт.
Пиши С на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
У Сравни: изгиб — источник, безрадостный — бескорыстный, разглядеть — расцвести, низвергаться — нисходить, чрезмерный — чересчур, взвалить — всходить, издать — исчез.
Запомни правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Пиши: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.
Пиши приставку ПРЕ- только в двух случаях:
1) высшая степень качества, можно подставить слово ОЧЕНЬ: прехитрый — «очень хитрый», пресмешной — «очень смешной»;
2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит «перервать»; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «переломилось».
Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. Предложения бывают: По интонации:
1) восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!;
2) невосклицательные: Папа позвонил. По цели высказывания:
1) повествовательные — это предложения, которые о чём-либо повествуют, сообщают. В конце ставится точка (.). Идёт сильный дождь.
2) вопросительные — это предложения, в которых содержится вопрос. В конце ставится вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка? Обрати внимание, предложение может быть вопросительным и восклицательным. Когда приедет дедушка?!
3) побудительные — это предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!
Главные члены предложения — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. (Подчёркивай одной чертой.) Кот залез на чердак.
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой? Чаще всего сказуемое выражено глаголом. (Подчёркивай двумя чертами.) По реке плывёт большой плот. Он красив. Мой дядя — учитель.
Второстепенные члены предложения
Второстепенными называют все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Чаще всего определение выражено именем прилагательным. (Подчёркивай волнистой линией.) Маше купили красный шарф.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Подчёркивай пунктиром.) Я пишу письмо брату.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр. (Подчёркивай пунктиром с точкой.) Вчера я долго^ был в школе.
Распространённые и нераспространённые предложения
Нераспространённые — это предложения, которые состоят только из главных членов предложения. Наступила зима.
Распространённые — это предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов предложения. Сегодня наступила настоящая снежная зима.
Словосочетание
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие. В словосочетании зависимое слово зависит от главного: кораблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.
Имя существительное
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.
Собственные и нарицательные имена существительные
Собственные: географические названия, имена людей, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Имена людей — Люда, Коля, Вася, Ольга, Даниил.
Отчества людей — Ивановна, Петрович, Алексеевна.
Фамилии людей — Мишин, Куликова, Петров.
Кички животных — Зорька, Шарик, Мурка, Орлик.
Нарицательные — это все остальные существительные. Это названия предметов как представителей целой группы однородных предметов. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы: город, вишня, дерево.
Род имён существительных
Имена существительные бывают трёх родов.
Мужской род: Он чей? Он мой — телевизор, папа, дядя. Окончания нулевое, -А, -Я.
Женский род: Она чья? Она моя — сирень, мама, тётя. Окончания нулевое, -А, -Я.
Средний род: Оно чьё? Оно моё — окно, море. Окончания -О, -Е.
Склонение имён существительных
Имена существительные бывают 3-х склонений.
К 1-ому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я (дядя, папа, поляна, земля).
Ко 2-ому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, сарай) и среднего рода с окончаниями -О, -Е (солнце, утро).
К 3-ему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце (сирень, мышь).
Фонетический анализ слова
1. Запиши слово.
2. Поставь ударение.
3. Раздели слово на слоги. Сосчитай и запиши их количество.
4. Выпиши все буквы этого слова в столбик одну под другой.
5. Сосчитай и запиши их количество.
для автоматического грамотного письма. Без знания этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения,
сочинения и другие проверочные работы. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку для 3-го класса.
Пособие состоит из 8 разделов: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Морфемика», «Морфология», «Фонетика», «Лексика», «Словарь 3 класса», «Мой словарик трудных слов».
В раздел «ОРФОГРАФИЯ» включены темы: «Большая буква в начале предложения», «Сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЧК - ЧН, НЧ, ЧТ, ЩН, НЩ и РЩ», «Мягкий знак - показатель мягкости согласных», «Разделительный мягкий знак», «Употребление Ь после шипящих у существительных», «Разделительный твёрдый знак», «Удвоенная согласная в корне слова», «Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса», «Большая буква в именах собственных», «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Парные согласные в слабой позиции», «Непроизносимые согласные», «Сочетания СН - ЗН», «Ы - И после Ц», «Написание предлогов со словом», «Частица НЕ с глаголами», «Неизменяемые приставки с гласными А и О», «Буквы З и С на конце приставок», «Буквы Е и И в приставках ПРЕ-,ПРИ-», «Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени», «Орфограммы в суффиксах слов».
Раздел «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» представлен темами: «Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения», «Распространённые и нераспространённые предложения», «Словосочетание».
В разделе «МОРФЕМИКА» рассматриваются темы: «Состав слова», «Значимые части слова», «Изменяемые части слова», «Разбор слова по составу», «Схема разбора по составу имени существительного», «Схема разбора по составу имени прилагательного», «Схема разбора по составу глагола».
В раздел «МОРФОЛОГИЯ» включены темы: «Имя существительное», «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», «Собственные и нарицательные имена существительные», «Род имён существительных», «Склонение имён существительных», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол».
В разделе «ФОНЕТИКА» дан фонетический анализ слова.
В разделе «ЛЕКСИКА» разъясняются формулировки значения слов, рассматривается текст, его типы и стили.
В «СЛОВАРЬ 3 КЛАССА» вошли слова с непроверяемыми словами, которые необходимо знать ученикам.
«МОЙ СЛОВАРИК ТРУДНЫХ СЛОВ» предназначен для самостоятельного заполнения и поможет запомнить написание наиболее трудных слов.
Смиритесь с тем, что правила надо знать.
Эта теория по русскому языку - необходимая база практики для грамотного письма. Учить и рассказывать наизусть
правила надо по мере прохождения материала. Для плодотворной работы с этим пособием рекомендуем использовать разноцветные маркеры. Например, жёлтым цветом вы выделяете пройденные правила, рядом, зелёным - выученные и рассказанные вами правила, красным - особо сложные правила для дальнейшего изучения и понимания.

[свернуть]

Похожие страницы