Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Методическое пособие призвано способствовать реализации преподователем требований к результатам изучения основной образовательной программы начального общего образования, определённых ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Русский язык» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 3 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 3 классе, методические разработки всех уроков.
Представляемые преподавателю методические советы призваны облегчить и организовать более эффективную работу по учебнику «Русский язык. 3 класс»

Русский язык. 3 класс. Методическое пособие. Формат: pdf

Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Раздел «Мир общения. Повторяем — узнаём новое».
Уроки 1—16
Целевые установки уроков
Личностные:
• понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;
• формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.
Метапредметные:
• анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;
• совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;
• правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами;
• составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
• соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.
Предметные:
• анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;
• понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить,
1 Для всех уроков необходимы следующие ресурсы и оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее по тексту будет обозначаться как «учебник»; пособие «Русский язык.
• выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
• различать диалогическую и монологическую речь;
• составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
• составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
• пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
• писать изложения по составленному плану;
• составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;
• делать полный и краткий пересказ текста;
• устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному.
Собеседники. Диалог. Уроки 1—4
Это важно!
Традиционно вводимое на первых уроках повторение ранее изученного материала организовано таким образом, чтобы ребёнок мог убедиться — всё изученное необходимо ему для решения конкретных задач: организации беседы с друзьями и взрослыми на интересующие темы, написания писем, понимания содержания прочитанных текстов. При этом на первое место выходит обусловленность любого задания его практической ценностью для целей конкретного общения.
Ход урока 1
Актуализация темы урока
Учитель: «Почему каждому человеку необходимо знать родной язык? С какой целью, для чего могут общаться люди?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем читается обращение профессора Самоварова (с. 3).
Основной этап урока
Определение целей общения по рисункам упр. 11. Работа с рисунками к упр. 1 поможет установить, что общение позволяет обменяться необходимой информацией (рисунок слева), выразить свои эмоции, воздействовать на собеседника (рисунок справа). Определяется возможная тематика каждой беседы, оценивается манера общения собеседников на обоих рисунках: «Как вы думаете, кто из собеседников лучше поймёт друг друга?»
Определение значения вежливого, доброжелательного общения при работе с пословицами (упр. 4). Учащиеся списывают пословицы и ищут в них известные им орфограммы.
Ход урока 5
Актуализация темы урока
Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13).
Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?»
Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?»
Ход урока 6
Актуализация темы урока
Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся.
Основной этап урока
Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются.
Работа над техникой речи — дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс «Лучший скороговорщик».
Ход урока 8
Актуализация темы урока
Учитель: «Подберите слово, которое определит тему нашего сегодняшнего урока. Каким одним словом можно назвать такие произведения речи, как стихотворение, рассказ, записка, письмо, объявление? (Это текст.) Вспомним, что такое текст, какими особенностями он обладает». Основной этап урока
Определение терминов текст, тема и главная мысль текста уточняется при чтении диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 17). Сравнение темы и главной мысли текста при работе с басней Л. Н. Толстого (упр. 24). Выработка универсального учебного действия сравнения при анализе предлагаемых названий к тексту. Работа с орфограммами по заданию учебника.
Определение главной мысли текста (РТ, упр. 25). Составление и запись плана текста. При наличии времени текст может быть пересказан по записанному плану. Дополнительное задание: найти и подчеркнуть главные члены в предложениях двух последних абзацев.
Актуализация темы урока
Учитель: «Сегодня мы будем работать над ошибками, допущенными в контрольной работе».
Основной этап урока
Повторение знаний о составных частях текста, о принадлежности текста к научной или художественной речи. Составить, работая в паре, рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нём было вступление, основная и заключительная часть. Учитель: «Какой текст у вас получился: научный или художественный? Есть ли в вашем тексте описание, повествование, рассуждение?»
Составленные детьми рассказы заслушиваются и анализируются, лучший рассказ записывается с комментированием орфограмм.
Работа с текстом (текст записан на доске).
Ход урока 17
Актуализация темы урока
Учитель: «Как вы понимаете название раздела, который мы начинаем изучать?» Выслушиваются ответы учащихся. «Послушайте, что сказал о русском языке в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» Почему И. С. Тургенев и многие другие известные писатели, поэты, учёные считали русский язык величайшей ценностью?» Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Чтобы в совершенстве овладеть им, его надо учить».
Ход урока 19
Актуализация темы урока
Учитель: «Мы выяснили на прошлом уроке, что звуки не всегда передаются одними и теми же буквами. Что надо знать, чтобы не допускать ошибок в письменной речи?» (Орфографические правила, правила обозначения на письме мягкости согласных звуков.)
Основной этап урока
Наблюдение над употреблением букв парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков (упр. 42, выполняется письменно).
Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме (упр. 43).
Нахождение и объяснение орфограмм в высказывании К. Паустовского (упр. 44), в стихотворении А. Плещеева (упр. 45). Итог урока
Учитель: «Какими способами передаётся мягкость согласных звуков на письме? Какие буквы гласных и согласных звуков надо проверять?»

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов