Русский язык. 3-4 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Цель сборника диктантов и творческих работ — дать добавочный практический материал по всем основным разделам программы «Русский язык» для 3—4 классов начальной школы.
Проверочные работы по русскому языку позволено использовать для оценки достижения планируемых результатов обучения русскому языку (определения уровня усвоения опорной системы знаний и уровня овладения учебными действиями с языковым материалом) при текущей проверке обученности школьников и в качестве итогового контроля.
В пособии представлены обучающие тексты разных видов, контрольные диктанты, самостоятельные работы по главным разделам курса «русский язык» (3-4 год обучения). Данный материал преподаватель может применять для улучшения грамматико-орфографических умений, а также для контроля над усвоением программы курса «Русский язык».

Русский язык. 3-4 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Формат: pdf

Русский язык. 3-4 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Представленные виды диктантов относятся к проверочным работам содержательной линии «Орфография и пунктуация», они разнообразны: предупредительный, объяснительный, комментированный, зрительный, распределительный, выборочный, восстановленный, творческий, свободный. Диктанты всех видов проводятся с целью закрепления формируемых орфографических навыков и повторения изученного.
Напомним методику проведения диктантов некоторых видов.
Предупредительный диктант. Учитель читает предложение (или предложения), учащиеся находят в словах орфограммы, обосновывают их написание, затем предложение записывается под диктовку. Перед записью ученики могут задать учителю любой вопрос относительно написания трудного для них слова в предложении, в процессе коллективного обсуждения выясняется правописание этого слова. Данный вид диктанта желательно использовать на начальном этапе закрепления написания слов по изученному правилу.
Зрительный диктант. Текст, подлежащий написанию, представляется ученикам зрительно. Ученики читают текст, проводят под руководством учителя его лексико-орфографический разбор. Затем текст закрывается (убирается), ученики записывают его под диктовку учителя. После записи учащиеся сами проверяют написанное.
Письмо по памяти. Текст, подлежащий написанию, представляется ученикам зрительно. Ученики читают текст (стихотворный или прозаический), проводят под руководством учителя лексико орфографический и синтаксический разбор, заучивают текст. Далее текст записывается по памяти, после записи дети проверяют написанное (сличают записанный текст с образцом).
Комментированное письмо. Ученик орфографически проговаривает подлежащее написанию слово (каждое слово в предложении) и, записывая слово, кратко обосновывает его написание. Процесс письма и обоснование написания слова максимально приближены друг к другу.
Объяснительный диктант. Текст записывается учениками без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов с изученными орфограммами проводится после записи. Однако перед записью повторяются правила, применение которых необходимо при написании встретившихся в тексте слов. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно усвоили написание тех или иных орфограмм и могут самостоятельно обосновывать их написание в практике письма.
Распределительный диктант. Перед записью слова, словосочетания подвергаются классификации, а затем распределяются в два или три столбика. Образец записи даётся на доске. Например, в первый столбик записываются слова с разделительным мягким знаком (ь), во второй — с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Выборочный диктант. Из текста учащиеся выписывают слова с определённой орфограммой (например, слова с безударным гласным звуком в корне) или слова определённой грамматической категории (например, глаголы в форме прошедшего времени). Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся выполняют работу самостоятельно.
Восстановленный диктант. Вначале проводится выборочный диктант (например, учитель читает текст, из которого дети выписывают только глаголы). Выписанные слова становятся опорными, по ним ученики восстанавливают содержание прочитанного учителем текста и записывают этот текст так, как запомнили.
Творческий диктант. Данный вид диктанта требует переконструирования текста:
• диктант со вставкой слов (словосочетание дополняется подходящим по смыслу словом);
• диктант с изменением слов (выделенные слова заменяются антонимами; выделенная форма глагола заменяется глаголом другой временной формы и др.);
• диктант со вставкой предложений (например, изначальный текст дополняется описанием внешнего вида лисицы, если в тексте говорится об этом животном) и др.
Графический диктант. Учащиеся заменяют слово (предложение) его моделью.
Свободный диктант. В диктанте данного вида предоставляется право свободно выбирать слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Сначала текст читается целиком, проводится беседа по содержанию. Затем текст читается по логически законченным частям, ученики
записывают содержание каждой части так, как запомнили. Если текст небольшой, то ученики записывают его сразу после повторного чтения. Этот вид диктанта способствует как совершенствованию навыков грамотного письма, так и развитию письменной речи.
Проверочный (контрольный) диктант. Учитель читает текст, выясняется понимание содержания текста, значение непонятных слов. Каждое предложение читается трижды: первый раз — дети просто слушают, второй раз — учитель читает по смысловым фразам, а ученики их записывают, третий раз предложение читается для самопроверки. После этого учитель читает текст полностью, делая паузы между предложениями, дети проверяют написанное. При диктовке учитель орфографически проговаривает слова на неизученные правила или выписывает их на доске.
Задания творческого характера предусматривают проверочные работы содержательной линии «Развитие речи» и включают задания лексического, синтаксического и текстового характера. Эти задания направлены на проверку и совершенствование приобретённых детьми речевых умений подбирать слова и употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст в зависимости от определённой учебной задачи. Приведём примеры некоторых типов заданий.
Лексические задания творческого характера предполагают проверку умений подбирать нужное по смыслу слово, подбирать к данному слову синонимы, антонимы, находить многозначные слова, слова в переносном значении, слова-омонимы, устаревшие и новые слова и объяснять значения этих слов, подбирать однокоренные слова к данному слову и др., а также умения употреблять слова в тексте в соответствии с их значением, использовать текстовые синонимы для предупреждения повторов, выбирать из ряда синонимов наиболее точный для данного текста.
Синтаксические задания творческого характера предполагают проверку умений составлять словосочетания из данных слов, выписывать словосочетания с определённым словом, составлять из словосочетаний предложение, выделять устойчивое словосочетание (фразеологизм), составлять из слов предложение, распространять предложение второстепенными членами, подбирать и записывать предложение определённой структуры (нераспространённое, простое, сложное, простое с однородными членами и др.), предложение определённого вида (по цели высказывания и по интонации), осуществлять редактирование предложения и др.
Задания текстового характера направлены на проверку умений, связанных с воспроизведением и созданием текста, а также с употреблением языковых средств в тексте.
В сборнике представлены конструктивно-творческие и продуктивно-творческие задания.
Конструктивно-творческие задания предусматривают деление текста на предложения или на части, составление ответов на вопросы к тексту, восстановление деформированных текстов, в которых изменён порядок слов в предложениях, порядок предложений или порядок частей и др. Установление последовательности предложений и частей текста учащиеся осуществляют с опорой на смысловые связи, а также с учётом языковых средств связи в тексте. Задания на составление ответов на вопросы к тексту предусматривают усложнение. Для ответа на вопрос учащиеся сначала должны найти соответствующее предложение в тексте и выписать его, в более трудном варианте для ответа требуется обобщить информацию текста и составить собственное предложение.
Продуктивно-творческие задания предполагают изложение текста по вопросам или опорным словам к каждому предложению, по обобщённым вопросам к частям текста, дополнение текста одним-двумя предложениями, составление текста по опорным словам, на заданную тему, по аналогии, по вопросам и опорным словам. Для составления текстов предлагаются как тексты-повествования, так и тексты с элементами описания.
Проверочные работы комплексного характера. Итоговые проверочные работы комплексного характера включают две части. Для выполнения заданий первой части потребуются формируемые на уроках русского языка и литературного чтения умения осмысленно работать с научно-познавательными текстами, выбирать предложения на определённую тему, подбирать к тексту заголовок, объяснять понимание значения слова и выражения, а также потребуются некоторые знания из мира окружающей природы. Вторая часть заданий направлена на проверку конкретных достижений из разных разделов изучаемого курса «Русский язык» содержательной линии «Система языка». В этой части учащимся может быть предоставлен выбор заданий для самостоятельного выполнения из ряда предложенных. Возможно разумное сочетание заданий из первой и второй частей.
Материалы книги дадут возможность учителю не только помочь учащимся в совершенствовании грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, но и организовать самостоятельную работу на уроках русского языка по всем основным разделам курса, а также осуществить контроль за усвоением программы по русскому языку для начальной школы.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.