Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. В 2 ч. Канакина В.П.

Методическое пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённых ФГОС. В 1 части пособия представлены научно-методические основы курса и их реализация в УМК для 3 класса авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам обучения в 3 классе, методическое разработки уроков к 1-й четверти обучения. Во второй части пособия представлены методические разработки уроков по 2-й, 3-й и 4-й четвертям.

Русский язык. 3 класс. Методическое пособие. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. В 2 ч. Канакина В.П.

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (3 КЛАСС)
Личностные результаты
В содержание курса «Русский язык» (3 класс) заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
Рассмотрим подробнее некоторые возможности курса «Русский язык» (3 класс), направленные на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Языковой материал учебника, все виды его информации — текстовая (научно-познавательная и художественная), графическая (таблицы, схемы), изобразительная (предметные и сюжетные рисунки, репродукции картин художников), — словари, форзацы, справочные материалы, а также методический аппарат учебника (система вопросов и заданий, имеющих характер разного рода учебных задач) направлены на адаптацию ученика к разным видам языковой деятельности, приобретение практических умений работы с языковыми единицами, развивают умения работать с информацией, осмысливать её содержание, определять её ценность, анализировать, приобретать с её помощью новое знание, формируют интерес к познанию русского языка. При работе над проектами (дома с учебником, в библиотеке, по Интернету) ученики приобщаются к созданию своей информации (устные сообщения, небольшие тексты по рисункам учебника, презентация проектной деятельности), что формирует мотивацию к творческой деятельности.
В методическом аппарате учебника имеют место:
• задания для планирования (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) своих действий при решении учебной лингвистической задачи;
• задания, формирующие умения выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в Памятках), контролировать процесс и результаты своей деятельности при работе с учебным материалом.
В конце каждого раздела помещён материал рубрики «Проверь себя» (он включает задания, проверяющие владение школьниками разными компетенциями), что позволит учащимся сделать вывод о своих достижениях. По результатам выполнения заданий рубрики «Проверь себя» учитель сможет определить, что нужно повторить на данном этапе обучения, какие умения у школьников ещё не сформированы.
Деятельность учителя и учащихся на уроке уже предполагает активное использование внешней и внутренней речи для общения, планирования своих действий (вслух и про себя) при подготовке ответа на вопрос учителя и формулировании своих вопросов, адресованных учителю или сверстнику, обдумывании решения орфографической задачи, подготовке к обоснованию правильности выполненной работы. Адекватное использование речевых средств предполагает решение разного рода коммуникативных задач — создание речевых высказываний по заданию учителя, по собственной инициативе, в процессе общения, владение диалогической речью. Задания в учебнике разнообразны: обсудить ответ на предлагаемый вопрос; составить диалог; составить сообщение по схеме, таблице; принять участие в «научной конференции» и выступить с докладом на выбранную тему; поделиться своим впечатлением о картине художника и др.
Решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС представлены в пособии «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. 1—4 классы»1, а также в предметном содержании и методическом обеспечении учебника «Русский язык». Ниже рассмотрим подробнее некоторые возможности курса «Русский язык» (3 класс) для формирования
Систематический курс «Русский язык» в 3 классе, как и в других классах, начинается с раздела «Язык и речь», где уточняется представление о речи и её видах, о языке как явлении национальной культуры и основного средства человеческого общения, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. В этом разделе даётся представление о сферах употребления в России русского языка и национальных языков, проводится анализ высказываний о русском языке, эти высказывания подтверждаются в поэтических строках А. Пушкина, а в дальнейшем и в выразительных средствах русской речи других поэтов и писателей.
Языковым материалом почти каждого раздела учебника являются русские народные пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, скороговорки, загадки.
В 3 классе, как и в других классах, совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, определять качественную характеристику звуков русского языка (гласных и согласных), проводить элементарный звуко-буквенный анализ слова. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Третьеклассники совершенствуют навыки правильного литературного произношения слов, интонационные навыки при работе над предложениями (предложениями, разными по цели высказывания и интонационной окраске, предложениями с обращением, сложными предложениями), текстами-диалогами, работают с орфоэпическим словарём (учебник, часть 1, с. 148; часть 2, с. 150) и специальной рубрикой «Говорите правильно!», анализируют свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответе на поставленный вопрос, при устном или письменном монологическом высказывании и др.) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания.
В 3 классе углубляются и совершенствуются навыки записи слов без пропусков и перестановок букв, навыки обозначения на письме мягкости согласного звука, записи слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу— щу, а также чн, чк, нч, щн; совершенствуется навык записи слов с удвоенными согласными в слове (Россия, коллектив, коллекция), с разделительным мягким знаком (ь), навык переноса слов. Третьеклассники знакомятся с правилами написания гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе, узнают о слитном написании приставок в слове, о написании слов с непроизносимым согласным звуком, с разделительным твёрдым знаком (ъ). Формируются навыки правописания родовых окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов прошедшего времени, правописания имён существительных женского и мужского рода с шипящим согласным звуком на конце, предлогов с именами существительными, частицы не с глаголами. Особое внимание уделяется предупреждению орфографических ошибок. Словарно-орфографическая работа (слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями) должна быть направлена не только на запоминание написания словарных и однокоренных слов, но и на обогащение лексики детей этими словами, формирование умения использовать их в речи, объяснять значения этих слов.
Предлагаемый в 3 классе объём языкового материала достаточен для того, чтобы подготовить детей к усвоению курса «Русский язык» в 4 классе и среднем звене школы. А это значит, что сведения по языку, грамматические выводы и определения, орфографические и пунктуационные правила, разъяснения и комментарии учителя должны занимать на уроке определённое время и место и обеспечивать необходимый уровень осознания языковых явлений.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов