Русский язык. 3 класс. Часть 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Пособие специализировано для учеников 3-го класса общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС НОО и является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Гарантирует речевое и личностное развитие детей, вырабатывает у них чувство языка, начальное понятие о языке как системе, развивает орфографические и пунктуационные умения, универсальные учебные действия.

Русский язык. 3 класс. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 3 класс. Часть 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

О чем ты узнаешь Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, которые живут в Российской Федерации. Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние русского народа. Ты узнаешь, как устроен наш язык, какие у него законы и правила. Будешь открывать тайны и секреты языка. • Познакомься с темами курса русского языка 3-го класса (стр. 8). Какие из них тебе уже знакомы? Попробуй предположить, почему эти темы включены в учебник. • Что нового предстоит изучить? Какие вопросы у тебя появились?
Учебник поможет тебе учиться — говорить, писать, читать, слушать; — самостоятельно открывать новые знания о языке и способы действий; — применять их на уроках и в повседневной жизни; — общаться с разными людьми, совершенствовать свою речь — устную и письменную; — ценить и беречь наш язык. ^ Попробуй оценить себя: что из перечисленного ты уже умеешь делать хорошо, а чему ещё надо учиться.
5. Запиши слова. Как ты думаешь, однокоренные ли они? Как ты определил?
Отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна.
Раздели эти слова на слоги и для переноса.
6. Прочитай стихотворение. • О чём оно? Какое заглавие больше всего подходит к этому тексту? • А какая „самая главная мысль» кроется в стихотворении? Назови её не словами автора, а своими словами.
В каждом параграфе*, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе -Ты только вдумайся, только всмотрись -Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, фраза за фразой -Ты только вдумайся, только всмотрись -Откроется самая главная мысль.
(С. Бондаренко)
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. 1. Орфограммы-буквы гласных находятся — в безударных слогах: легко, большой, синий; — после букв шипящих ж, ш, ч, щ: шить, часто, жили, роща. 2. Орфограммы-буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, есть — в конце слова: лук, дуб; — в середине слова, где есть подряд несколько согласных звуков — парных, глухих или звонких: доро[шк]а, про[з’б]а, ка[шк]а. 3. Орфограммы-буквы ъ и ь находятся — в словах, где есть мягкие согласные звуки в конце или в середине: боль, скользит; — в словах, где есть звук [й’] после согласного звука перед гласными [э], [о], [у], [а], [и]. 4. Орфограмма-большая буква находится в начале слов-названий имён, отчеств, фамилий людей, географических названий: Иван, Егоров, Россия, Москва. 5. Орфограмма-пробел находится между предлогом и соседним словом: Легко на_сердце от_песни весёлой!
Сравни звуковой и буквенный состав слова. Что ты заметил? Какой вывод можно сделать?
15. Прочитай шуточные двустишия (стихотворения из двух строчек). Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Объясни. Нужен ли мягкий знак в словах реч’ка и лампоч!ка? Почему? Выпиши отдельно слова с буквосочетаниями жи, ши, щу, чу, чк. Обозначь орфограммы.
20. Прочитай. • Что обозначают выделенные слова? На какие вопросы они отвечают? • Уточни по толковому словарю значение слова старожил.
Пёс дворовый в будке жил, Дом хозяйский сторожил.
Старик всю жизнь в деревне жил. Он — деревенский старожил*.
25
21. Прочитай. Какой звук произносится в конце выделенных слов? А какая буква пишется? Почему? Какое правило нужно вспомнить? Выпиши выделенные слова, подбери и запиши проверочные, обозначь орфограмму.
Людоеда людоед Приглашает на обед. Людоед ответил: — Нет! Не пойду к тебе, сосед! На обед попасть не худо, Но отнюдь не в виде блюда!
(Б. Заходер)
30. Вспомни порядок букв в алфавите. • Когда тебе в жизни может пригодиться знание алфавита? • Представь, что тебе в библиотеке нужно найти на полках книги из раздела „История». Они стоят до или после раздела „Космос»? До или после раздела „Искусство»? ^ Прочитай названия разделов. В каком порядке ты расставил бы на полках библиотеки таблички с этими названиями? Спиши в алфавитном порядке. Добавь свои названия.
„Животные», „Сказки», «Приключения», «Фантастика», „Книги о детях», „Мир компьютеров», „Страны мира», „Детектив», „Искусство», „Живопись», „История», „Космос».
Подчеркни все знакомые орфограммы.
31. В конце учебника есть толковый словарик. Каждая словарная статья объясняет (толкует) значение одного слова. • Найди и прочитай словарную статью о слове класс. Как ты будешь искать это слово в словаре? • Предположим, ты хочешь уточнить по словарю значение слова перрон. Ты открыл словарь и увидел слово терраса. Назад или вперёд ты будешь листать страницы словаря? Почему?
32. Прочитай. Это старинные женские имена, которыми называли на Руси. Они не просто редкие, а редчайшие, то есть сейчас практически не встречаются. Послушай, как красиво они звучат. ^ Спиши имена в алфавитном порядке, подчеркни большую букву.
Кириена, Виталика, Евлампия, Хрисия, Аскания, Нида, Домна, Мирра, Фелициана, Манефа, Параскева.
«-» Какие имена тебе особенно понравились? На какой вопрос отвечают все эти слова?
33. А это редкие мужские имена, которыми называли в старину на Руси. Прочитай. Какие имена тебе понравились? ^ Спиши в алфавитном порядке. Подчеркни большую букву.
Илларион, Кузьма, Трифон, Есений, Андрон, Вивиан, Панкрат, Фока, Аристарх, Граний, Евсей, Иона, Куприян, Фрол, Зосима, Демьян, Харитон, Митрофан.
На какой вопрос отвечают все эти слова?
34. Диктант с подготовкой. Прочитай русские народные скороговорки. ^ Какие буквы надо написать на месте пропусков и скобок? Почему?
ГЛАВА 1. Слово.
§ 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.
Вспоминаем то, что знаем
37. Прочитай. • О чём это стихотворение? Почему поэт называет сад странным? • Прочитай выделенные слова. Что обозначает каждое слово? Выпиши выделенные слова. Вспомни, что такое корень слова. Выдели корень в словах, которые выписал. Продолжи этот ряд. ^ Как называются все эти слова? Почему?
Определяем основной вопрос урока
39. Работа в группе. Прочитайте слова. Близки ли они по смыслу? Выделите корень.
^В какой части слова находятся буквы т, ч, щ? Какой вопрос возникает?
Свет, свеча, освещение.
Сформулируйте вопрос. Сравните свою формулировку с авторской (стр. 171).
Решаем проблему, открываем новые знания
40. Работа в группе. Прочитайте слова. Одно-коренные ли они? Почему? Спишите, выделите корень, подчеркните букву последнего согласного звука корня.
Снежок, снежинка, снеговик, снежный.
Работа в группе. Теперь наблюдаем за другими словами. Прочитайте. Однокоренные ли это слова? Почему?
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья.
Спишите, выделите корень, подчеркните букву последнего согласного звука корня. ^ А теперь попробуйте произнести каждое слово с корнем друг. Все ли слова удобно произносить?
^ Какой вывод вы можете сделать на основе своих наблюдений?
42. Прочитай. Спиши, выдели корень. Однокоренные ли это слова? Почему? Допиши одно-коренные слова в последнюю группу.
Книга, книжечка, книжный.
Что происходит с парным звонким согласным звуком в конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? В каких словах есть уже знакомая вам орфограмма? Запишите эти слова, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму. Как проверить написание буквы согласного в конце слова? А в середине слова?
Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание букв согласных в остальных словах? ^ Запишите остальные слова и проверочные к ним. Обозначьте орфограмму.
1. Какой звук должен быть в проверочном слове после проверяемого согласного?
2. Как же проверить, какую букву согласного надо писать в конце и в середине слова? Вы уже можете рассказать это общее правило. 47. Проверьте свои выводы. Есть ли в этих словах орфограмма-буква согласного в середине слова? По какому признаку вы будете её искать? -Подчеркните эту орфограмму.
Дорожка, бледный, соседка, загадка, бодрость, резкий, указка, гордый, редкий, посадка, носки, просьба.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов