Русский язык. 3 класс. Учебник. Часть 2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Приставка и предлог
Понаблюдаем и сделаем вывод, чем различаются приставка и предлог, к какой части речи всегда относится предлог.
1. Подумайте, название какого растения будет однокоренным со словом солнце. Разберите слово — название растения по составу. Выделите в нём буквы ударных и безударных звуков. Объясните правописание пропущенной орфограммы в слове п..дсолнух.
Запишите это слово. Вставьте пропущенную букву. Покажите с помощью схемы, из каких частей состоит основа слова.

Русский язык. 3 класс. Учебник. Часть 2. Формат: pdf

Русский язык. 3 класс. Учебник. Часть 2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Найдите в стихотворении предложения, в которых на и за являются отдельными словами. Как называются эти слова в грамматике?
Обратите внимание, с какой частью речи связаны предлоги. Как они пишутся с существительными, к которым относятся?
Спишите стихотворение. Подчеркните предлоги вместе с существительными, к которым они относятся. Выделите приставки.
Объясните значения выделенных слов.
Приставка — часть основы слова. Она пишется со словом слитно.
Предлог — самостоятельная часть речи. Он всегда относится к имени существительному. Предлоги пишутся с другими словами раздельно.
5. Выполните самостоятельно.
Прочитайте слова.
Поход, победа, подвиг, посуда, полка, завтрак, постель, занос, засада, подарок, побелка, запах, подснежник, заяц, подстилка, пододеяльник, забег, подставка.
Подумайте, основы каких слов состоят только из корней.
Спишите слова с приставками. Разберите их по составу.
Понаблюдаем и сделаем вывод, всегда ли предлоги стоят перед существительными, к которым они относятся, перед какой частью речи никогда не стоят предлоги.
Найдите в предложениях слова, близкие по смыслу к словам возражать, посмел, сказать.
Объясните правописание пропущенных и помещённых в скобках орфограмм.
Запишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
16. Прочитайте: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.
Какой частью речи являются эти слова? Подумайте, употребляются ли они без не.
20. Назовите буквы, которые в современном русском языке не обозначают звука.
Подумайте, почему они сохраняются в алфавите. Какую роль играют эти буквы в слове?
21. Спишите слова. Выделите в каждом из них корень.
22. Прочитайте слова. Назовите в них корень, приставку.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на букву согласного звука, перед корнем, который начинается с буквы е, ё, ю или я.
Разделительный твёрдый знак показывает, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Слова с разделительным твёрдым знаком
Объясните правописание помещённых в скобках орфограмм. Запишите слова и разделите их для переноса.
36. Сравните произношение и обозначение на письме парных согласных в словах берёзка, дорожка, дубки.
Что происходит с парными согласными звуками? Вспомните, как проверить обозначение на письме парных согласных.
Запишите данные слова после проверочных.
37. Выполните самостоятельно.
Прочитайте текст.
Вечером отец объявил об отъезде в деревню. Давно ждал Коля этой поездки.
Машина подкатила к подъезду. Все сели по местам и поехали. Вот и река. За рекой виднелись поля и леса. Деревья стояли как в сказке. Ели засыпаны снегом. На берёзках краснеют грудки снегирей. Под деревьями вьются заячьи следы. По дорожкам скачут вороны.
Приготовьтесь записать его под диктовку.
Непроизносимые согласные
Понаблюдаем и сделаем вывод, может ли быть так, что буква в слове обозначает согласный звук, который в нём не произносится.
40. Прочитайте. Найдите корень в каждом слове.
Сравните произношение и написание этих слов. Все ли согласные произносятся в корне каждого слова? В каком слове и какой согласный не произносится? Произносится ли он в других словах?
Объясните, какие слова могут быть проверочными к слову известный.
41. К каждому существительному подберите однокоренное прилагательное. Сравните произношение согласных в корнях каждой пары слов. Можно ли одно из слов пары считать проверочным?
54. Выполните самостоятельно.
К данным словам подберите, если можно, однокоренные прилагательные, глаголы.
Праздник, весть, радость, счастье, место, ненастье, прелесть.
Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень. Подчеркните буквы непроизносимых согласных.
Будем упражняться в правописании слов с согласными орфограммами.
Двойные согласные
Познакомимся с новой орфограммой — «Двойные согласные».
Будем учиться составлять текст на заданную тему.
60. Вспомните, когда согласные в слове — орфограммы. Приведите примеры согласных орфограмм в корне слова, в приставке.
61. Прочитайте и отгадайте загадку.
Плещет тёплая волна В берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате?
Запишите загадку и отгадку. Подчеркните двойную согласную в слове-отгадке.
64. Составьте рассказ на тему «Наш класс».
Слова для справок: класс, масса, цветы, календарь, коллекция, рисунки, картины.
Запишите составленный рассказ. Подчеркните слова с двойными согласными.
Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
Разберите сложные слова по составу.
81. Выполните самостоятельно. Прочитайте слова. Подумайте, как они образованы. Как называются эти слова?
мухомор пароходик самолёт
сталевар фотокружок птицевод землекоп Новгород
Спишите слова и разберите их по составу. Подчеркните соединительные гласные.
Понаблюдаем и сделаем вывод, появляется ли при сложении основ новое слово со своим самостоятельным значением. Будем учиться образовывать сложные слова, разбирать их по составу.
82. Прочитайте разговор (диалог).
— Мой папа летит на ветролёте, — сказал Ваня.
— Нет, он летит на вертолёте, — сказала Маша.
Кто из ребят прав? Запишите сложные слова. Разберите их по составу.

[свернуть]

 

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов