Русский язык. 2 класс. Тетрадь для диагностики и самооценки универсальных учебных действий. Шевелёва Н.Н.

Тетрадь подготовлена для текущего оценивания сформированности у второклассников универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО. Различные по сложности задания состоят из 2-ух частей: учебного задания и вопросов для самоконтроля и самооценки. Это позволит не только диагностировать у второклассников универсальные учебные действия (УУД), но и совершенствовать навыки их познавательной деятельности.
В данном пособии подобраны задания, которые помогут тебе проверить и оценить всё то, чему ты научился на уроках русского языка и на внеурочных занятиях.

Русский язык. 2 класс. Тетрадь для диагностики и самооценки. Формат: pdf

Русский язык. 2 класс. Тетрадь для диагностики и самооценки универсальных учебных действий. Шевелёва Н.Н.

Ученикам предлагается самостоятельно выбирать задания по «уровню трудности». Верное выполнение задания некоторого уровня, является признаком индивидуального достижения ученика. Однако для учеников 2 класса важно не столько, какого уровня выполняемое задание, сколько то, про что оно. Преобладание наглядно-образного мышления у детей этого возраста часто становится причиной выбора заданий не по самым значимым показателям. За чертами содержания ученики могут не видеть разных типов и видов заданий. Поэтому, предоставляемая учащимся возможность выбора заданий не исключает, что некоторые из них будут выбирать задание по критерию «содержание».
Говоря о возможности выбора задания учениками, нельзя забывать о том, что для второклассников характерно еще неполное развитие общеучебных навыков. Чтение, письмо и счёт всё ещё остаются трудными для учеников. Они предпочитают рисование, общение, игру. Поэтому некие второклассники выбирают задние по действию, которое необходимо для его выполнения. Эти особенности развития учеников 2 класса стали основой для разработки аппарата оценивания и диагностики достижений самими учениками. После каждого задания ученикам предлагается ответить на вопрос: как ты выбирал задание? Для ответа на него дети должны проделать ряд сложных мыслительных операций, характеризующих его рефлексивную деятельность.
Все задания в пособии имеют схожую структуру. В каждом указывается способ решения и место для его выполнения: окошки, стрелки, подчёркивания, слова для выбора и т. п.
2 компонентом каждого задания является знаково-символическая шкала, по которой обучающиеся оценивают степень своей самостоятельности в выполнении задания. Ученики и оценивающие их деятельность взрослые должны быть нацелены на удачное выполнение заданий. Однако степень самостоятельности у разных учеников может быть разной. Так, часть детей справится с выполнением некоторых заданий сразу и самостоятельно. В этом случае учащемуся нужно обвести соответствующий условный знак на шкале самостоятельности.
Вторая часть школьников при выполнении заданий прибегнет к помощи главных (учебник, рабочая тетрадь) или дополнительных (справочники, энциклопедии) источников информации, что взрослыми должно только приветствоваться. Во-первых, это позволяет предположить, что у ученика формируется адекватная самооценка собственных возможностей. Во-вторых, правильный выбор учеником источника необходимой информации позволяет прогнозировать у него предпосылки информационных умений. В-третьих, опора на самостоятельно найденные школьником информационные источники позволяет обеспечить успешное решение диагностических задач.
Для обозначения успешного выполнения задания с использованием источников информации в шкале предусмотрен соответствующий знак. Заметим, что такой вариант решения диагностической задачи с большой долей вероятности будет свидетельствовать о том, что у учащегося недостаточно прочно сформированы знания по определённому предмету (Русскому языку), а действия по их применению (УУД) формируются успешно. Такие наблюдения могут стать основой для проведения соответствующей работы ученика и учителя по коррекции предметных результатов.
Третий вариант, предусмотренный в решении диагностических задач, свидетельствует о наличии у школьников проблем в освоении как предметных, так и мета-предметных результатов обучения. В этом случае для успешного выполнения задания потребуется помощь. В шкале этот вариант обозначен знаком «помощь друга». Помощь в выполнении задания могут оказать учитель, родители или сосед по парте. Все задания предлагаются в двух вариантах. Это позволяет не дублировать задачи у сидящих рядом учеников, а также даёт возможность второй попытки решения аналогичной задачи.
Наиболее значимым компонентом диагностики в предлагаемом пособии являются ключи, которые содержат критерии и показатели, позволяющие учащимся проверить и оценить правильность решения.
Ключи представлены нетрадиционным способом, в них заложены три критерия. При позитивном ответе на каждый из них можно говорить о верном выполнении задания. Если хотя бы один из ответов не совпадает с эталоном, то задание выполнено неверно. Первый из критериев является формальным и отражает количественную сторону в выполнении задания. Он указывает на число правильных ответов в задании. Формулируется этот критерий в виде вопроса, на который возможен только положительный ответ. Если указанное число ответов (слов, высказываний и т.п.) не совпадает с указанным в критерии, значит задача решена неверно.
2 критерием к оценке решения задачи считается содержательный компонент, который указывает на существенный признак, характеризующий правильный ответ. По его совпадению с эталоном можно говорить о правильном решении задачи.
3 критерий представляет собой отрицание вероятности неверного ответа. В нём указано то, что решением быть не должно. Таким образом, задание считается правильно выполненным, если оно отвечает всем критериям. При этом очень важно, что вывод о том правильно или неправильно выполнено задание, первым должен сделать сам ученик. В этом собственно и будет состоять оценивание. Зафиксировать сделанный учеником вывод предлагается в специальной таблице.

[свернуть]

Похожие страницы