Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А. и др

Оценить эту страницу

Учебник в трёх частях разработан в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа».
Во 2 часть включён раздел «Развитие речи», а также 5 словарей, обслуживающих 1, 2 и 3 части учебника «Русский язык», первую и вторую части учебника «Литературное чтение», хрестоматию по литературному чтению, учебник «Окружающий мир».
Учебник рекомендуется использовать в комплекте с тетрадями для самостоятельной работы №1 и №2.
Авторами разделов и словарей учебника являются: Каленчук Мария Леонидовна — «Словарь происхождения слов», «Словарь «Произноси правильно»» Малаховская Ольга Валериевна — «Развитие речи», «Толковый словарь» Чуракова Наталия Александровна — «Словарь «Пиши правильно»», «Обратный словарь»
Учебное издание. РУССКИЙ язык. 2 класс. Учебник В трёх частях. Часть 2.

Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 2. Формат: pdf

Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А. и др.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Какие цели преследуют люди, когда общаются?
Люди рассказывают что-то друг другу (сообщают, повествуют о чём-то); спрашивают о чём-то друг друга (задают вопросы);
побуждают друг друга к каким-то действиям (просят, требуют, советуют и т. д.).
Определи, какое из трёх предложений повествовательное, какое вопросительное и какое побудительное. Объясни каждый свой ответ.
Свои высказывания люди могут произносить спокойно или с особым чувством. Когда хотят выразить какие-либо чувства (радость, восторг, страх, удивление), предложения произносят с восклицательной интонацией.
Любое предложение, сказанное с особым чувством, становится восклицательным.
По интонации предложения бывают: восклицательные и невосклицательныг
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Каким образом в письменной речи автор подсказывает читателю интонацию? Какой знак ставится в конце восклицательного предложения?
1. Прочитай запись.
Наступила золотая осень лес стоит в праздничном уборе как он красив а вы любите осень обязательно побывайте в осеннем лесу
Что в этой записи не так? Определи границы предложений. Прочитай запись вслух (вполголоса) с выражением. А теперь запиши исправленный вариант записи в тетрадь.
Все ли предложения в тексте одинаковы по интонации? Докажи устно, что они разные. А как эту разницу показать на письме?
Можно ли сказать, что предложения в тексте разные по цели высказывания? Объясни свой ответ.
2. Потренируйся читать предложения так, как подсказывают знаки препинания. Читай с выражением вслух (вполголоса).
Определи каждое предложение по цели высказывания и по интонации.
Прочитай эту книгу. Прочитай эту книгу! Ты уже прочитал книгу? Ты уже прочитал книгу?!
Интересная была книга. Интересная была книга! Интересная была книга?
13. Прочитай текст.
ГОРИЦВЕТ
Ранней весной, едва в степи сойдёт снег, земля одевается в пышный зелёный наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице с тонкими листьями.
Увидишь его и не обратишь внимания: трава как трава, ничего особенного. Но пройдёт несколько дней, на конце стебля начинает распускаться цветок — и растение преображается.
Теперь от него трудно взгляд отвести. Крупный ярко-жёлтый цветок словно горит в траве
золотым огоньком.
Обрати внимание на название текста. Какое окончание подходит к этому тексту по смыслу?
1) Природа оживает весной.
2) В природе немало интересных растений.
3) Вот и прозвали растение горицветом.
Помнишь, с чем автор сравнивает цветок горицвета?
Художники тоже пользуются приёмом сравнения. Сравнивая предметы друг с другом, художник в одном видит и открывает другой, и наоборот.
14. Найди в «Музейном Доме» (учебник «Литературное чтение») картину Татьяны Мавриной «Васильки на окне».
Окно на картине Татьяны Мавриной находится на верхнем этаже или на нижнем? (Подсказка: рассмотри, что видно за окном.)
— Почему облака на небе не белые, а золотистые? — спросил Миша.
Объясни Мише, откуда этот золотистый свет.
Почему рядом с банкой лежат именно жёлтенькие цветы одуванчиков? На что они похожи и своим цветом, и своей формой с лепест-ками-лучиками?
В картине все предметы неподвижны или заметно какое-то движение? Что тебе кажется подвижным: воздух, васильки, облака, дом за окном?
За окном воздух жаркий и душный или тёплый и свежий? Какой цвет в картине создаёт ощущение большого пространства, наполненного свежим воздухом? А ещё какой?
Как ты думаешь, почему художница захотела написать букетик васильков, который стоит именно на окне, а не в комнате на столе? Каким своим переживанием она захотела с нами поделиться?
УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
— Если друг попросит вас рассказать, о чём книга, которую вы читаете, — сможете? — спросила Анишит Йокоповна Машу и Мишу.
— Постараемся, — не очень уверенно ответил Миша.
— Сначала попробуйте пересказать короткий текст, — предложила Волшебница.
16. Прочитай текст.
УТЯТА
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Охотник заметил их издали и спрятался за дерево. Утята подошли к самым его ногам. Трёх из них он взял себе на воспитание. Остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
(По М. Пришвину)
Проследи, как развивается мысль.
Выясни, что происходит в начале, что за этим следует и чем заканчивается текст.
— Составьте план текста, который передаёт ход событий, — посоветовала Анишит Йокоповна.
— В начале текста говорится о том, что на болоте вывелись утята, — сказала Маша.
— Первый пункт плана так и назовём: «Где утята вывелись», дальше составляйте план са-ми, — решила Анишит Иокоповна.
Вот какой план получился у Маши и Миши:
План
1. Где утята вывелись.
2. Как утка повела их на озеро.
3. Как три утёнка попали на воспитание к человеку.
4. Остальные утята продолжили путь.
Проверь, передаёт ли этот план ход событий, о которых говорится в тексте.
РАБОТА С КАРТИНОЙ
Тема картины просто обозначает то, что на ней изображено.
Главное переживание — это выраженное в картине отношение художника к тому, что он изобразил.
30. Найди в «Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Полевая рябинка*».
Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?
Почему художник дал такое название своей картине?
Можно ли назвать летний день, который изобразил художник, ясным и солнечным? Есть ли на небе солнышко? Убери ладошки.
Почему же создаётся впечатление яркого солнечного дня?
Выясни в хрестоматии «Окружающий мир», как по-научному называются жёлтые цветы, которые изобразил художник (посмотри в словарике!).
Почему художник вместо того, чтобы указать точное название цветов, назвал свою картину «Полевая рябинка»?
Название картины соответствует её теме или выражает её главное переживание, то, что чувствует художник? Объясни свой ответ.
Художник писал цветы издали или вблизи?
Цветы обступали его со всех сторон? Он чувствовал их аромат?
Чем замечателен тот кусочек природы, который изобразил художник?
Что, кроме цветов, привлекло его внимание?
АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Как написать поздравление
— Скоро Новый год! — радостно сказал Миша.
— Нужно поскорей отправить открытку бабушке и дедушке! — решила Маша.
— Конечно! И ещё я хочу поздравить своего друга Ваню, — сказал Миша.
Чтобы узнать, как правильно написать поздравление, ребята снова обратились за помощью к Волшебнице.
— Мы поздравляем своих родных и близких, друзей и знакомых с праздниками, чтобы выразить свою любовь и уважение, показать, что мы помним о них, — сказала Анишит Йокоповна.
Свои чувства мы можем выразить в обращении. Например:
Дорогие, любимые бабуля и дедуля!
Или: Дорогой Ваня!
Потом нужно написать само поздравление:
Поздравляем вас с Новым годом!
Или: Поздравляю тебя с Новым годом!
Затем можно высказать свои добрые пожелания:
Желаем вам здоровья и радости! Пусть новый год будет счастливым!
Или: Пусть сбудутся твои мечты! Будь здоровым и весёлым!
В конце ставится подпись:
Целуем! Маша и Миша.
Или: Твой друг Миша.
Маша и Миша отправили открытки бабушке и дедушке, Ване, а ещё решили поздравить учёных из клуба «Мы и окружающий мир».
А как бы ты написал(а) поздравление учёным?
Потренируйся в тетради для самостоятельной работы, если хочешь отправить свою открытку в клуб.
Кого ещё тебе хотелось бы поздравить с Новым годом?
Расскажи своими словами.
(Подсказка. Любит ли поэт зиму? Нравится ли ему снег?)
Является ли короткое стихотворение текстом?
35. А пословицу можно считать текстом?
— Давайте сравним предложения и пословицу и выясним, чем они отличаются, — предложила Анишит Иокоповна.
Отыщи пословицу среди предложений:
1. Зимой мы катались с горы на санках.
2. Когда мы пойдём кататься на санках?
3. Пойдём прокатимся с горы на санках.
4. Хорошо зимой прокатиться с горы на санках!
5. Любишь кататься — люби и саночки возить.
Какая мысль выражена в этой пословице? Только ли о катании на санках идёт речь? В каких ситуациях вспоминают эту пословицу?
— Например, если ты любишь приглашать друзей в гости и угощать их, нужно потом помыть посуду и навести порядок в доме, — сказал Миша.

[свернуть]

Похожие страницы