Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А. и др.

Учебник в трёх частях разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа». Учебник рекомендуется использовать с тетрадями для самостоятельной работы №1 и 2.

Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А. и др.

Прочитай небылицу.
МИР НАОБОРОТ Дым столбом валил в трубу, Месяц с неба выл на пса. Птицы пугало пугали. Ела кошку колбаса. Соль себя пересолила, Мыло в шайке пену мыло. Шалопаев били стёкла. Пыль пошла — вода Тень отбрасывала шест. Это всё в один присест За шесть лет я сочинил, Покамест голову чинил.
(Ф. Галас)
Небылица кажется тебе смешной? Почему тебе смешно? Можно сказать, что главные и не главные слова кое-где поменялись местами? Как же из главного слова получилось не главное? Покажи это на примере выделенных предложений.
5. Сравни два предложения
1. Ела кошка колбасу.
2. Ела кошку колбаса.
В них разный смысл?
Чем они отличаются? В них разные слова? В них разный порядок слов? Почему же в предложениях разный смысл? Чем различаются слова в предложениях?
Посмотри на схемы: ты понимаешь, какая схема к какому предложению относится?
Миша сказал, что в предложениях разные ГЛАВНЫЕ слова.
Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?
Асырк сказала, что слова-названия предметов одинаковые, но ФОРМА у них разная.
Ты понимаешь, о чём говорит Асырк?
Чем отличаются слова: «кошка» и «кошку», «колбаса» и «колбасу»? Какое слово из двух в предложениях является главным — первое или второе? Запиши обе пары слов. Подчеркни ту часть слов, которой различаются слова в парах. Знаешь, как она называется?
Изменяемая часть слова — это его ОКОНЧАНИЕ.
Найди на картинке формочки с песком. Во всех — один и тот же речной песок, но в разной посуде он принимает разную ФОРМУ.
У слов тоже бывают разные ФОРМЫ. Одно и то же слово (например, колбаса) может меняться по числам (колбаса — колбасы) и по команде вопросов (например: колбаса — нет колбасы, ем колбасу…). Это будут разные ФОРМЫ одного и того же слова КОЛБАСА.
Дома придумай и запиши предложения, соответствующие схемам на стр. 23.
ИЗМЕНЕНИЯ слова называются ФОРМАМИ слова.
6. Прочитай предложения.
1. Шалопаи били стёкла.
2. Шалопаев били стёкла.
Ты понимаешь, кто кого бил в первом предложении? А во втором?
Сможешь определить главное слово в каждом предложении? А начертить их схемы?
Посмотри, как это сделала Маша:
Сравни ФОРМЫ слова, которое в предложениях стоит первым. Чем они отличаются?
Сравни ФОРМЫ слова, стоящего в предложениях последним. Разные ли они?
Миша говорит, что это одна и та же форма: стёкла. По какому признаку он судит?
Найди слово стёкла в схемах предложений. Разную ли работу оно выполняет? В одном случае оно — главное. В каком же именно? Какой вопрос ты к нему поставишь? В другом предложении — неглавное. Где же? На какой вопрос отвечает?
Если две формы слова выглядят одинаково, но выполняют разную работу — это две разные формы слова.
14. Прочитай двустишие.
Юнга моет свой корабль. Юра строит дирижабль*.
Запиши второе предложение. Подчеркни главные слова. Стрелочкой покажи словосочетание. Сделай схему предложения.
Перечитай первое предложение. Устно назови главные слова. Назови все словосочетания. Не забывай ставить вопрос от слов-командиров к словам-солдатам.
Миша назвал такие словосочетания: юнга (что делает?) моет; моет (что?) корабль; корабль (чей?) свой.
Ты соглашаешься с Мишей? Обрати внимание на подсказку Летучей Мыши.
Сделай схему предложения. Придумай и устно скажи своё предложение по этой схеме.
Пара главных слов, составляющих основу предложения, — это не словосочетание!
Если буква заблудилась
Хоть Андрюшка очень мал, Сам САЛЮТ он поливал.
Какое слово должно быть вместо выделенного? Произнеси оба слова. Какими звуками они различаются? Запиши двустишие с нужным словом. Перед словами с подчёркнутыми буквами пиши проверочные слова.
Мне не холодно, друзья, Тёплый ПЛЮЩ надела я! Произнеси вместо слова плющ другое слово.
Изменился один звук или два?
Прочитай предложения.
1. (Кто?) Кенгуру завтракал бананом.
2. В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру.
3. Я видел маленьких (кого?) кенгуру.
Где слово кенгуру стоит в единственном числе? Почему ты так думаешь? Где это слово стоит во множественном числе? Можешь это доказать? А где непонятно, в каком числе стоит это слово?
Изменился ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов?
Можно ли сказать, что во всех трёх предложениях у слова кенгуру нет окончания? Запиши это слово и выдели у него ОСНОВУ.
Можно ли сказать, что слово кенгуру стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся подсказкой!
1. Посмотри, как слово КЕНГУРУ подчёркнуто в каждом предложении.
2. Посмотри, одинаковые ли вопросы заданы к этому слову.
3. Подумай, одинаковую ли работу выполняет это слово в предложении? (См. стр. 26.)
26. Прочитай отрывок из стихотворения.
РОЗОВЫЕ ФЛАМИНГО Фламинго маячили В розовом цвете И были похожи На сцену в балете. Их шеи вопросом Склонялись к воде. Такой красоты Я не видел нигде.
(М. Грозовский)
В каком числе стоит слово на цветном фоне? А теперь представь, что герой-рассказчик наблюдает за одним фламинго. Прочитай текст по-другому, поставив слово на цветном фоне в форму единственного числа.
Запиши: один фламинго, много … .
Выдели основу этого слова. Одинакова ли при изменении по числам форма слова «фламинго»?
Выпиши слова-названия предметов, выделенные жирным шрифтом, столбиком. Укажи, какого они рода. Как слова на цветном фоне помогают подтвердить, что ты правильно указал(а) род слов-названий предметов? Докажи письменно, что каждое выписанное тобой слово может изменяться по числам.
Найди слово «снегирь» в Словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жизнь? Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?
Спиши двустишие с нужным словом. Подчеркни все трудные написания.
Прочти стихотворные строчки.
Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики — скворечники
Мы сколотим из досок.
(М. Высотская)
Проверь по словарю «Произноси правильно» произношение выделенного слова. Произнеси его несколько раз вслух.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов