Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Предоставленный учебник разработан в помощь преподавателю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Русский язык» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 2 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса во 2 классе, методические разработки всех уроков.

Русский язык. 2 класс. Методическое пособие. Формат: pdf

Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

ОСНОВЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
Отличительной особенностью курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова и др.) является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом «Литературное чтение». Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
• коммуникативного;
• познавательного;
• принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
• осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
• развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
• знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
• формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
• развитие у детей желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказы, стихотворения, сказки и др.), научно-познавательной (доклады, сообщения и др.);
• организация учебного (делового) общения (как диалога учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
• усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
• развитие мышления учащихся с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
• поэтапное освоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
• осмысление понятия культура, обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяются предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
• освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
• осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
• рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
• формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, так как объектом внимания учащихся становится не только звуковая сторона слова, но и его смысл, значение;
• поэтапное усвоение языка, начиная с раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения его звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) формы.
Особое внимание в курсе «Русский язык» (2 класс) уделяется осмыслению семиотической (знаковой) сущности языка, предполагающей установление соответствия между планом содержания (семантическая сторона слова) и планом выражения (звуко-буквенная сторона слова). Изучение языка как знаковой системы предусматривает плавный переход от наглядно-практического и наглядно-образного представления о языке к абстрактному, что способствует наилучшему пониманию материи родного языка, осмыслению и дифференциации понятий слово — предмет, форма — содержание, развитию речевого и образного мышления.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
• пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
• формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
• развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
• знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
• творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация названных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Предмет «Русский язык» реализует две главные цели:
• познавательную (ознакомление с положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-сим-волического восприятия и логического мышления учащихся);
• социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Отличительной особенностью учебника «Русский язык» (2 класс) является коммуникативно-познавательная направленность изучения русского языка.
Знакомство учащихся с основными функциями языка — коммуникативной и познавательной — связано с такими традиционными для начальной школы аспектами изучения языка, как система научных понятий единиц языка, орфографические правила, формы существования языка — устная и письменная речь.
Учащиеся начиная с 1 класса получают первые элементарные представления о системе языка в различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе изучения художественных, познавательных и деловых текстов. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая» его из речи, учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Повысить качество речевого и умственного развития детей, для которых изучаемый язык является родным, можно только путём изучения именно языка, а не речи, так как язык обобщает наблюдаемые речевые явления, классифицирует их, облекает в понятную форму и тем самым поднимает знание родного языка на более высокую ступень. Поэтому обучение русскому языку строится по схеме: речь — язык — речь.
Такой подход обеспечивает на доступном детям уровне интеграцию различных функций языка, придаёт его изучению целостный характер, усиливает практическую направленность и значимость родного языка для учащихся.
Курс «Русский язык» (2 класс) знакомит детей с языком как средством общения, как великим даром, которым наделён человек, и позволяет формировать культуру речевого поведения школьников. Этому способствует оформление учебника, его иллюстративно-художественный материал, а также введение в обучение моделей общения, основанных на взаимопонимании, уважении, терпении и любви к человеку, с которым общаешься, задания и упражнения помогают школьнику ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели и результатов общения.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки для того, чтобы ребёнок начал накапливать представления о языке как средстве познания, о номинативной функции слова, позволяющей нам называть всё, что нас окружает, и осмысливать это.
Языковые (фонетические, грамматические) и речевед-ческие понятия не даются детям сразу в готовом виде, а усваиваются постепенно (поэтапно), т. е. представлены как познавательный процесс, как деятельность от наглядно-практического и наглядно-образного уровня к абстрактному; от смысловой стороны, от создания речи и её форм, от лексического значения слова к осмыслению его грамматического значения, которое свойственно целой группе слов; от тематической классификации, связанной с лексическим значением слова, к классификации слов по грамматическим признакам (выделению группы слов с общим значением предметности, признака, действия) и т. п.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического, но и образного мышления, интуиции и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью используются творческие задания и художественные тексты.
В учебнике большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку человеческое мышление знаковое, то для развития интеллектуальных способностей недостаточно активизировать внимание детей на форме слова, необходимо учить их гармонически сочетать форму и содержание речи, воспроизводить смысл и значение в различных формах, уметь видеть общий смысл в различных формах его выражения (на уровне слова, словосочетания, предложения и текста).
Материал учебника позволяет на доступном детям уровне, в игровой форме, показать язык как своеобразную знаковую систему, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема, предложение (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звуко-буквенную форму, но и определённое содержание, заключённое в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет содержание словесного знака, его смысл и значение.
Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, которые знакомы детям с этапа обучения грамоте и продолжают использоваться на уроках русского языка. Наблюдения над формой слова и его содержанием помогают детям осознать условность обозначения предметов и явлений действительности (в русском языке предмет стол обозначается словом стол, а в английском языке этот же предмет — словом table), понять, что слово лишь замещает (представляет) предмет, отражает наши знания о предмете, выраженные в лексическом значении и в обобщённой (звуко-буквенной, грамматической) форме. Подобные наблюдения помогают детям избежать путаницы в различении слова и предмета, значения слова и его формы.
Неумение соотносить форму слова (звуко-буквенную) со значением слова отрицательно сказывается на усвоении грамматических понятий, приводит к орфографическим ошибкам при написании корней родственных слов, а также затрудняет понимание роли слова в художественном тексте.
Все коммуникативно-речевые навыки, приобретённые на уроках русского языка, должны активно использоваться и на других уроках в начальной школе. Таким образом, новые принципы обучения, интегрирующие в единую систему все аспекты изучения языка и речи, позволяют эффективно решать важнейшие задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии), стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков, обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся;
• пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов различной стилистической направленности.
Учебник «Русский язык» (2 класс), как и учебник «Русский язык» (1 класс), ориентирован на изучение русского языка с точки зрения коммуникативно-познавательной основы. Содержание, заложенное в учебнике 1 класса, существенно дополняется и развивается.
Учебник «Русский язык» (2 класс) состоит из двух частей и включает шесть разделов: «Мир общения», «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (часть 1), «Слово и его значение», «Состав слова», «Части речи», «Предложение. Текст» (часть 2).
Каждый раздел, помимо правил, заданий, упражнений и текстов, содержит диалоги сквозных персонажей учебника: ребят Ани и Вани и профессора Самоварова. Они помогают детям обсудить тему с разных точек зрения и приучают детей высказывать собственное мнение.
Заключительный раздел учебника «Предложение. Текст» предназначен для обобщения тех знаний, которые дети получили в 1—2 классах. Раздел имеет практическую направленность и учит детей самостоятельной творческой деятельности при написании текстов делового характера: записки, приглашения, письма. Особое внимание обращается на культуру речевого поведения школьников, на умение вести разговор с собеседником в вежливой форме (устной и письменной).
В учебник включены словарики различного типа, чтобы активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, закрепить умения и навыки, приобретённые ими в процессе обучения.
Несмотря на то что задания учебника и пособия «Рабочая тетрадь» достаточно объёмны, подробны и должны дать возможность творчески работающему учителю самостоятельно организовать работу по изучению нового курса русского языка, авторы методического пособия сочли необходимым акцентировать внимание учителя на тех обязательных моментах, которые не должны быть опущены при любом построении уроков. Поскольку основная особенность данного курса — коммуникативная направленность, в методических рекомендациях к урокам приведены различные способы построения урока и подачи материала таким образом, чтобы можно было установить общение с ребёнком, показать ему необходимость изучаемого материала, вызвать интерес к предмету. В планы уроков включены занимательные и проблемные вопросы, описание ситуаций, которые должен создать учитель на уроке, приведены диалоги учителя и учащихся.
Поурочные разработки включают в себя в ряде случаев рубрику «Это важно!», где предложены минимальные теоретические сведения, необходимые учителю для проведения урока, даны (при необходимости) указания по проверке домашнего задания, предоставлен дополнительный материал для проведения игр, проверочных и контрольных работ.
Предлагаемый вариант проведения уроков не является единственно возможным. Творчески работающий учитель может использовать наши разработки и рекомендации как основу для создания собственных оригинальных уроков по материалам учебника. Тем не менее авторы надеются, что предлагаемое методическое пособие окажет учителю определённую помощь.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов