Занимательный русский язык. 2 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

В этой книге представлены материалы к занятиям с второклассниками курса «Занимательный русский язык». Занятия курса способствуют закреплению учениками изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учеников, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.

Занимательный русский язык. 2 класс. Методическое пособие. Формат: pdf

Занимательный русский язык. 2 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

Занимательный русский язык : Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие, 2 класс. (Юным умникам и умницам).
В данном пособии представлены материалы к занятиям с второклассниками курса «Занимательный русский язык».
Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку.
В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «тан-грам», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и так далее. Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия», которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
Рабочие тетради и методическое пособие к ним рекомендованы учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования, а также родителям и гувернёрам.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСИКА?
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»; формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Вы помните, ребята, что звуки изучает фонетика, буквы — графика. А как называется наука, изучающая все слова нашего языка?
Задание 1. Разгадайте ребус.
Ответ. Лексика.
Лексика — это наука, изучающая все слова нашего языка. Запас слов, которым владеет человек, называется лексикон. У одних людей лексикон бедный, у других богатый. В нашем современном русском языке 150 тысяч слов. А если прибавить к ним слова иностранного происхождения (например, пальто, кафе), научные термины (например, фонетика, графика, лексика), устаревшие слова (например, кафтан, картуз, треуголка), а также недавно появившиеся слова (например, информатика, компьютер, плеер)… Получится не меньше полумиллиона!
Конечно, овладеть всеми словами невозможно. Но пополнять свой словарный запас (лексикон) новыми словами можно и нужно всю жизнь. Чем богаче ваш лексикон, тем красивее речь.
Без языка не было бы никаких достижений человечества. Например, изобрели китайцы бумагу и поделились своими знаниями со всем миром с помощью языка. А если бы не поделились рецептом изготовления бумаги, так люди бы еще долго писали на бересте или на глиняных табличках.
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «однозначные слова», «многозначные слова», привести примеры многозначных слов; формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова; развивать внимание, мышление, зрительную память, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся — коробок со спичками, головоломка « танграм ».
На прошлом занятии, ребята, вы познакомились с понятием «лексическое значение слова». У каждого слова есть свое лексическое значение. Например, «пурга» -это очень сильная метель. Таково лексическое значение этого слова.
Большинство слов в русском языке имеют по одному лексическому значению. Такие слова называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.
Но некоторые слова имеют два и более лексических значений. Такие слова называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. Например, слово «гроза» имеет три значения:
1) атмосферное явление (Началась страшная гроза.);
2) беда, опасность (Над страной нависла гроза.);
3) кто-либо или что-либо, внушающее страх, наводящее ужас («Он был грозою нашего района — мальчишка из соседнего двора» (К. Ваншенкин)).
Ответьте на шуточные вопросы.
Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько.)
у коровы 2 правые ноги и 2 левые, 2 ноги спереди и 2 ноги сзади. Сколько ног у коровы? (4 ноги.)
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
У Маши в сумке 3 фрукта и 2 яблока. Чего у неё больше? (Яблоки тоже фрукты.)
Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить.)
На ветке смородины висело 5 кистей, среди них 1 кисть красной смородины. Какого цвета были остальные кисти? (Тоже красного.)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
Какой кистью не раскрасишь рисунок? (Например, кистью рябины.)
СЛОВА-БРАТЬЯ
Цель: уточнить и расширить представления детей о синонимах; формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, чувство рифмы, воображение, артистические способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Ребята, вы уже познакомились в первом классе со словами-синонимами. Что это за слова? (Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по звучанию, иначе — слова-приятели. Например, прекрасный — чудесный, смелость — отвага, дрожать — трястись.)
Кошка, тигр, пантера, лев, рысь, гепард — это звери из семейства кошачьих. Они из одной семьи, но их нельзя назвать одинаковыми, ведь у них разные размеры, разная окраска, разная масса… Как лев внешне не похож на кота, так и синонимы внешне не похожи друг на друга, но по смыслу они схожи. Так в одной семейке оказались синонимы: дом, здание, изба; в другой семейке: сообразительный, находчивый, догадливый; в третьей: победить, одолеть, разгромить. И таких семеек в русском языке очень много. Синонимы делают нашу речь богаче, красивее. Если мы знаем синонимы, нам не придется повторять одно и то же слово, мы сможем заменить его синонимом.
ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ
Цель: расширять представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию, память, речь.
Сегодняшнее занятие, ребята, мы посвятим пословицам.
Глубока кладовая народной мудрости, не вычерпать её до дна. Русский язык особенно богат пословицами. Меткие, короткие, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.
Многие пословицы живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.
Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.
ИГРОТЕКА
Цель: формировать умение подбирать к словам синонимы, антонимы, а также находить их в тексте, объяснять смысл пословиц; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, чувство рифмы.
Я приглашаю вас, друзья, в игротеку. Сегодня мы повторим такие темы: «Синонимы», «Антонимы», «Пословицы».
Какие слова мы называем синонимами? (Синонимы -это слова, близкие по смыслу.)
Задание 1. Соедините линиями слова-синонимы.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.