Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

В книге собраны все правила, нужные для автоматического грамотного письма, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку 2 класса. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок различные проверочные работы. Учебник поможет преподавателям и родителям проверить качество знаний детей, а учащимся подготовиться к контрольным работам и мини-ЕГЭ.

Все основные правила русского языка. 2 класс.  Формат: pdf

Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

ОРФОГРАФИЯ
Большая буква в начале предложения
Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Наступила осень. Как красиво кругом! Вы любите осень?
У В восклицательном вопросительном предложении после вопросительного знака ставится восклицательный знак: А вы любите осень?!
Сочетания ЖИ-ШИ
ЖИ—ШИ пиши с буквой И: снежинка, ландыши.
Сочетания ЧА—ЩА
ЧА—ЩА пиши с буквой А: часы, пища.
Сочетания ЧУ-ЩУ
ЧУ—ЩУ пиши с буквой У: чулки, щука. ВЦ Запомни! Брошюра, жюри, парашют (заимствованные слова).
Мягкий знак — показатель мягкости согласных
Буква мягкий знак (Ь) обозначает мягкость согласных звуков на письме на конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука: тюлень, карась, сухарь, капелька, тюльпан.
У Как проверить безударную гласную в корне слова?
1) Поставь слово в форму множественного числа: стена — стены.
2) Поставь слово в единственное число: моря — море.
3) Назови слово ласково с помощью суффиксов -УШК-, -К-: трава — травушка, травка.
4) Задай вопросы что делает? что делать?: плескать — (что делает?) плещет; выбрал — (что делать?) брать.
5) Задай вопрос что?: трещать — (что?) треск.
6) Найди проверочное слово из одного корня: домишко — дом, котёнок — кот.
У Как проверить парную согласную в слабой позиции?
1) Подставь предлог без, о, к или слово нет: плов — без плова, о плове, к плову, нет плова.
2) Поставь слово в форму множественного числа: гриб — грибы.
3) Назови слово ласково с помощью суффиксов -ОЧЕК-, -ОК-, -ИК-, -УШК-, -ЕНЬК-: лес — лесочек, лесок; краб — крабик; дед — дедушка; низкий — низенький.
4) Задай вопрос что делать?: залез — (что делать?) — залезать.
Раздельное написание предлогов со словом
В русском языке есть предлоги К, ИЗ, О, ОБ, ОТ, ПО, ПОД, В, НА, У, ЗА, С и другие. Предлоги связывают слова в предложении. К маме, из кувшина, о доме, об облаке, по реке, под гору, в корзинку, на стол, у Нины, за морем, с чаем.
Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
Помни, что у глаголов предлогов не бывает, могут быть только приставки: вбежать, наскочить, подпрыгнуть.
Переноси правильно
Если слово не помещается на строчке, часть его надо перенести на другую строчку. Слова переносятся по слогам: малыши, малыши. Нельзя переносить:
1) слова, состоящие из одного слога: рак, краб, план, страх, мышь, лист, торт;
2) слова, состоящие из двух слогов, если первый или последний слог состоит из одной гласной буквы: улей, юла, якорь, яма, аист, осень, моя, ушёл, осёл, Ира, Юра, знаю.
При переносе нельзя:
1) оставлять в конце и переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (только согласные, без гласной). Надо: пере смотр, взрывать. Нельзя: пересмотр, взрывать;
2) оставлять на строке одну букву. Надо: устали. Нельзя: устали;
3) переносить на другую строку одну букву. Надо: милая. Нельзя: мила я;
4) отрывать букву Ь от предшествующей согласной (нельзя, чтобы следующая строка начиналась с Ь). Надо: большой. Нельзя: большой;
5) отрывать букву Ъ от предшествующей согласной (нельзя, чтобы новая строка начиналась с Ъ). Надо: отъезд. Нельзя: отъезд;
6) отрывать Й от предшествующей гласной (нельзя, чтобы новая строка начиналась с Й). Надо: мойка. Нельзя: мойка;
7) отрывать Ы от предшествующей гласной (нельзя, чтобы новая строка начиналась с Ы). Надо: ра-зыграл. Нельзя: разыграл;
8) оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными: Надо: кассир. Нельзя: кассир, кассир.
Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. Предложения бывают:
1) по интонации:
1) восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!
2) невосклицательные: Папа позвонил.
2) по цели высказывания:
1) повествовательные — это предложения, которые о чём-либо повествуют, сообщают. В конце ставится точка (.). Идёт сильный дождь.
2) вопросительные — это предложения, в которых содержится вопрос. В конце ставится вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка? Обрати внимание, предложение может быть вопросительным и восклицательным. Когда приедет дедушка?!
3) побудительные — это предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!
Члены предложения
В предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения — это грамматическая основа предложения, то есть подлежащее и сказуемое. Остальные члены предложения называются второстепенными.
Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. (Подчёркивай одной чертой.) Кот залез на чердак.
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой? Чаще всего сказуемое выражено глаголом. (Подчёркивай двумя чертами. По реке плывёт бумажный кораблик.
Словосочетание
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие. В словосочетании зависимое слово зависит от главного: кораблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.
Не являются словосочетанием:
1) подлежащее и сказуемое: кораблик плывёт;
2) любые слова, стоящие рядом в предложении: бумажный плывёт;
3) слово с предлогом: перед нами, около дома;
4) члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы: синий (какой?) и красный (какой?);
5) устойчивые выражения: бить баклуши.
ФОНЕТИКА
Алфавит
В русском алфавите 33 буквы. Буквы бывают большие (заглавные, прописные) А, Е, К, П и маленькие (строчные) а, е, к, п. У каждой буквы есть своё название, надо произносить его правильно: Б — бэ, Й — и краткое, К — ка, JI — эль, Р — эр и пр.
Важно выучить буквы в алфавитном порядке — слова во всех словарях, списках, каталогах расположены по алфавиту. Чтобы быстрее найти нужное слово, нужно знать алфавит.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Имя существительное
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.
Собственные и нарицательные имена существительные
Имена собственные — это географические названия, имена людей, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена людей — Люда, Коля, Вася, Ольга, Даниил. Отчества людей — Ивановна, Петрович, Алексеевна. Фамилии людей — Мишин, Куликова, Петров. Клички животных — Зорька, Шарик, Мурка, Орлик. Географические названия:
— названия городов — Москва, Киев, Волоколамск;
— названия деревень — Анино, Красновка, Салтыки;
— названия рек — Волга, Ока, Днепр, Енисей;
— названия озёр — Онежское, Ладожское, Байкал;
— названия морей — Чёрное, Азовское, Охотское.
Нарицательные — это все остальные существительные. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы: город, вишня, дерево.
ТЕКСТ
Текст — это нескольких предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. Текст должен обладать смысловой цельностью и быть связным и законченным. К тексту можно подобрать заголовок.
ррНе является текстом набор предложений, не связанных по смыслу, расположенных не по порядку, без начала или конца, не объединённых общей мыслью, общей темой.
Тема текста — это то, о чём автор пишет. Часто тема бывает отражена в заголовке текста.
Основная мысль — это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст.
У Внимательно прочитай текст и ответь на вопросы: О чём пишет автор? (Ответ — это тема текста). Что автор хотел сказать? К чему он нас призывает? (Ответ — основная мысль текста).

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов