Русский язык. 1-2 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Цель сборника диктантов и творческих работ — дать практический материал по всем основным разделам программы «Русский язык» для 1—2 классов начальной школы.
Проверочные работы по русскому языку можно использовать для оценки достижения планируемых результатов обучения русскому языку (определения уровня усвоения опорной системы знаний и уровня овладения учебными действиями с языковым материалом) при текущей проверке обученности школьников и в качестве итогового контроля.
Текстовым материалом являются слова, словосочетания, отдельные предложения, тексты. Большинство текстов адаптированы — это отрывки из классических произведений русских писателей, произведений устного народного творчества, справочной литературы. Такой материал окажет определённое образовательно-воспитательное воздействие на младших школьников.

Русский язык. 1-2 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Формат: pdf

Русский язык. 1-2 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Орфографичесние минутки. Их цель — способствовать систематическому совершенствованию орфографических умений, которыми овладевают младшие ученики. Орфографические минутки могут быть предложены в разных формах: как слуховой диктант без записи в тетрадь (дети орфографически проговаривают слова, словосочетания, предложения и объясняют устно их написание), как зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный, выборочный диктант, как диктант с пропуском орфограмм и др. Орфографические минутки могут сопровождаться грамматическими заданиями теоретического плана в зависимости от той темы, которая является предметом изучения (разделить слова на слоги, обозначить ударение, подчеркнуть буквы, которыми обозначены безударные гласные звуки, определить род имени существительного и др.).
Диктанты. Представленные виды диктантов (как и орфографические минутки) относятся к проверочным работам содержательной линии «Орфография и пунктуация»; они разнообразны: предупредительный, объяснительный, комментированный, зрительный, распределительный, выборочный, восстановленный, творческий, свободный. Все виды диктантов проводятся с целью закрепления формируемых орфографических навыков и повторения изученного. Напомним методику проведения некоторых видов диктантов.
Предупредительный диктант. Учитель читает предложение (или предложения), ученики находят в словах орфограммы, обосновывают их написание, затем предложение записывается под диктовку. Перед записью ученики могут задать преподавателю любой вопрос относительно написания трудного для них слова в предложении, в процессе коллективного обсуждения выясняется правописание этого слова. Данный вид диктанта желательно использовать на начальном этапе закрепления написания слов по изученному правилу.
Зрительный диктант. Текст, подлежащий написанию, представляется ученикам зрительно. Ученики читают текст, проводят под руководством учителя его лексико-орфографический разбор. Затем текст закрывается, ученики записывают его под диктовку учителя. После записи ученики сами проверяют написанное.
Письмо по памяти. Текст, подлежащий написанию, предъявляется ученикам зрительно. Ученики читают текст (стихотворный или прозаический), проводят под руководством учителя лексико-орфографический и синтаксический разбор, заучивают текст. Далее текст записывается по памяти, после записи дети проверяют написанное (сличают записанный текст с образцом).
Комментированное письмо. Ученик орфографически проговаривает подлежащее написанию слово (каждое слово в предложении) и, записывая слово, кратко обосновывает его написание. Процесс письма и обоснование написания слова максимально приближены друг к другу.
Объяснительный диктант. Текст записывается учениками без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов с изученными орфограммами проводится после записи. Однако перед записью возможно повторение правил, применение которых необходимо при написании встретившихся в тексте слов.
Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно усвоили написание тех или иных орфограмм и могут самостоятельно обосновывать их написание в практике письма.
Распределительный диктант. Слова (словосочетания), прежде чем их записать, необходимо подвергнуть классификации, а затем распределить в два или три столбика. Образец записи даётся на доске. Например: в первый столбик записать слова с разделительным мягким знаком (ь), во 2 — с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Выборочный диктант. Из текста ученики выписывают слова с определённой орфограммой (например, слова с безударным гласным звуком в корне) или слова определённой грамматической категории (например, глаголы в форме прошедшего времени). Образец записи оформляется на доске. Затем ученики выполняют работу самостоятельно.
Восстановленный диктант. Вначале проводится выборочный диктант (например, учитель читает текст, из которого дети выписывают только глаголы). Выписанные слова становятся опорными, по ним ученики восстанавливают содержание прочитанного учителем текста и записывают этот текст так, как его запомнили.
Творческий диктант. Данный вид диктанта требует переконструирования текста:
• диктант со вставкой слов (дополнить словосочетание подходящим по смыслу словом);
• диктант с изменением слов (заменить выделенные слова антонимами, заменить выделенную форму глагола глаголом другой временной формы и др.);
• диктант со вставкой предложений (например, дополнить предыдущий текст описанием внешнего вида лисицы, если в тексте говорится об этом животном) и др.
Графический диктант. ученики заменяют слово (предложение) его моделью. Например, слово котята: слого-ударная модель этого слова будет выглядеть так:
Свободный диктант. В данном виде диктанта предоставляется право свободно выбирать слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Сначала текст читается целиком, проводится беседа по содержанию. Затем текст читается по логически законченным частям, ученики записывают содержание каждой части так, как запомнили. Если текст небольшой, то ученики записывают его сразу после повторного чтения. Этот вид диктанта способствует как совершенствованию навыков грамотного письма, так и развитию письменной речи.
Проверочный (контрольный) диктант. Учитель читает текст, выясняется понимание содержания текста, значение непонятных слов. Каждое предложение читается трижды: первый раз — дети просто слушают, 2 раз — учитель читает по смысловым фразам, а ученики их записывают, третий раз — читается предложение для самопроверки. В конце работы учитель читает текст полностью, делая паузы между предложениями, дети проверяют написанное. При диктовке слова на неизученные правила орфографически проговариваются или выписываются на доске.
Проверочные работы содержательной линии «Развитие речи» предусматривают проверку и совершенствование приобретённых детьми речевых умений правильно подбирать слова и употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст в зависимости от определённой учебной задачи. К заданиям такого вида относятся следующие: словарно-лексические задания, синтаксические задания, задания творческого характера. Приведём примеры некоторых заданий.
С ловарно-лексические задания: подобрать нужное по смыслу слово, подобрать к данному слову синонимы либо антонимы, найти многозначные слова, слова в переносном значении, слова-омонимы, устаревшие и новые слова и объяснить их значения, подобрать однокоренные слова к данному слову и др.
Лексические задания предполагают умение употреблять слова в тексте в соответствии с их значением, использовать текстовые синонимы для предупреждения повторов, выбирать из ряда синонимов наиболее точный для данного текста.
Синтаксические задания: составить словосочетания из данных слов, выписать словосочетания с определённым словом, составить из словосочетаний предложение, выделить устойчивое словосочетание (фразеологизм), составить из слов предложение, распространить предложение второстепенными членами, подобрать и записать предложение определённой структуры (нераспространённое предложение, простое предложение, сложное предложение, простое предложение с однородными членами и др.), предложение определённого вида (по цели высказывания и по интонации), задания на редактирование предложения и др.
Задания творческого характера направлены на формирование и проверку умений, связанных с созданием и воспроизведением текста, а также с употреблением языковых средств в тексте. В сборнике представлены конструктивно-творческие и продуктивно-творческие задания.
Конструктивно-творческие задания предусматривают деление текста на предложения или на части, составление ответов на вопросы к тексту, восстановление деформированных текстов, в которых изменён порядок слов в предложениях, порядок предложений или порядок частей. Установление последовательности предложений и частей текста ученики осуществляют с опорой на смысловые связи, а также с учётом языковых средств связи в тексте. Задания на составление ответов на вопросы к тексту предусматривают усложнение. Сначала для ответа на вопрос ученики должны найти соответствующее предложение в тексте и выписать его, в более трудном варианте для ответа требуется обобщить информацию текста и составить собственное предложение.
Продуктивно-творческие задания предполагают изложение текста по вопросам или опорным словам к каждому предложению, по обобщённым вопросам к частям текста, дополнение текста одним-двумя предложениями, составление текста по опорным словам, на заданную тему, по аналогии, по вопросам и опорным словам. Для составления текстов предлагаются как тексты-повествования, так и тексты с элементами описания.
Материалы книги помогут преподавателю не только в совершенствовании грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, но и в организации самостоятельной работы на уроках русского языка по всем основным разделам курса, а также в осуществлении контроля за усвоением программы по русскому языку для начальной школы.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.