Русский язык. 1 класс. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Книга имеет коммуникативную направленность, содействует развитию детей, развитию их учебной самостоятельности, становлению интереса к изучению русского языка, грамотности, навыка чтения и умения работать с учебником. Обязательным дополнением к учебнику является тетрадь с печатной основой.

Русский язык. 1 класс. Формат: pdf

Русский язык. 1 класс. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Уважаемые мама, папа, бабушка и дедушка первоклассника!
Вспомните, сколько лет назад Вы учились в первом классе. Двадцать, тридцать, сорок?..
Ответ поможет избавиться от недоумения: почему Вашего ребёнка учат русскому языку не так, как учили Вас.
Время выдвигает свои условия и требует перемен, в том числе в обучении детей. Сегодня мы хотим, чтобы уже в начальных классах ребенок не заучивал готовые истины, а учился (на своём уровне) наблюдать, анализировать, делать выводы. Это важно не только для успешного обучения русскому языку, но и в целом для развития младшего школьника, для формирования его личности.
Одна из задач предмета «Русский язык» — помочь человеку стать грамотным. Как показывает опыт нашей школы, пока эта задача решается не вполне успешно. Анализ причин многих орфографических ошибок давно привёл учёных и учителей к выводу: мало знакомить с правилами и учить их применять. Нужно прежде всего формировать у учеников орфографическую зоркость — умение обнаруживать те места в словах, которые требуют применения правил. И делать это надо задолго до изучения самих правил. Именно такую линию обучения осуществляет учебник, который Вы держите в руках. Он учит и ещё одному необходимому действию: осознанно проверять написанное. Умение найти и исправить ошибки — это шаг к тому, чтобы в дальнейшем их не делать.
Хорошо понят сегодня и такой момент: буквами мы обозначаем звуки речи, значит, для правильного письма нужно уметь ещё и хорошо слышать звуки, которые следует обозначать буквами.
Важность умения слышать звуки речи раньше недооценивалась, достаточной работы над этим умением в школе не было. Вот почему чаше всего вопросы звукового анализа особенно затрудняют взрослых.
Мы убеждены: если Вам в учебнике какой-то материал покажется трудным, то прежде всего потому, что вступит в противоречие с Вашим опытом — Вам придётся что-то переосмысливать, переучиваться. Помните: у ребёнка таких проблем нет. Он будет просто учиться. Не допускайте типичную ошибку — не переносите свои трудности на него!
У Вас есть два пути: 1) активно не участвовать в обучении русскому языку и оставить решение всех вопросов учителю; 2) вникать в сущность обучения, содержательно помогать первокласснику, но тогда… учиться вместе с ним.
Выбор пути — за Вами.
Если Вы решили активно участвовать в процессе обучения, пожалуйста, выполните одно условие: читайте учебник последовательно, страницу за страницей. Тогда Вы, наверняка, поймёте сущность и логику работы.
Дадим ещё несколько советов.
1. Просите маленького школьника делиться с Вами теми секретами русского языка, которые он открывает. Пусть учится рассказывать о них. Кроме того, проговаривание информации поможет ему лучше её усвоить.
2. Если Ваш малыш заболел и не ходит в школу, занимайтесь с ним по учебнику и тетради, продвигаясь от задания к заданию. Но не обязывайте ребёнка самостоятельно читать формулировки заданий (несмотря на то, что они адресованы именно ему) — он быстро устанет и не сможет эффективно работать.
3. Вы привыкли к тому, что обычно все сведения в рамках надо заучивать. В этом учебнике такого требования нет. В розовых рамках помещены, действительно, важные сведения, но их следует не механически выучивать, а читать
и понимать. Усваиваться информация будет в ходе практического использования. При этом дословно запоминать надо только самое главное: термины, способы действия, правила — всё это обычно выделено жирным шрифтом.
4. Если где-то Вы сами не можете сразу ответить на вопрос или выполнить задание, посмотрите последующие материалы — Вы, безусловно, получите нужные ответы. Такое построение объясняется тем, что иногда цель заданий в том и состоит, чтобы, как говорят психологи, поставить учебную задачу и организовать действия для её решения.
5. В учебнике предусмотрена особая технология списывания, которая представлена в памятке. Следите, чтобы Ваш ученик не «срисовывал» слова по буквам или слогам, а осознанно следовал инструкции. Выполнение указанных операций способствует развитию не только орфографической зоркости, но и памяти, формирует самоконтроль. По этой памятке следует действовать всегда, когда после слов запиши\ спиши, впиши.
К овладению грамотным письмом не сводится изучение русского языка. Ребёнок будет учиться читать учебные тексты, обращаться к словарям учебника, размышлять о языке, правильно и точно пользоваться словом, устно и письменно выражать свои мысли. Конечно, не всегда у него всё будет получаться. Поддерживайте начинающего школьника, проявляйте интерес к тому, что обсуждается на уроках. Пусть он учится уважать себя за свой труд, за знания и умения, которые приобретает.
Если Вы захотите подробнее познакомиться с особенностями работы по этому учебнику, попросите учителя рассказать о них.
Над записанными словами цифрами покажи их порядок по алфавиту.
В своей тетради поставь v над тремя словами, где все согласные звуки твёрдые, и w над словом, в котором все согласные мягкие.
Подготовься к записи этих слов под диктовку. Для этого читай и повторяй слова вслух так, как они написаны.
Выполняй задания в тетради, каждое на новой строке. В начале строки указывай номер задания. Не можешь выполнить — не огорчайся, оставляй строку с номером пустой.
1. Есть ли в отрывке не совсем понятные тебе слова? Если есть, запиши номера предложений с этими словами.
2. Расположи по алфавиту и запиши1 все собственные имена из отрывка.
3. Над именем девочки укажи, сколько в слове звуков.
4. Из предложения 2 выпиши все слова-помощники.
5. Из предложения 5 выпиши слово, в котором все звуки твёрдые.
6. Укажи (цифрой), сколько звуков в слове ей.
7. Из предложения 3 выпиши то слово, в котором все согласные звуки мягкие и звуков меньше, чем букв.
8. Из предложения 4 выпиши слово-указатель, в котором две буквы. Запиши рядом, сколько в нём звуков.
9. Запиши (цифрой), сколько в слове окошко букв о, а через чёрточку — сколько звуков [о].
10. Перечитай последнее предложение и укажи, сколько в нём букв о; поставь чёрточку и припиши количество звуков [о].
Какие задания были тебе трудны? Поставь в тетради около их номеров букву т.
1. Краткое сообщение.
2. Подпись.
В телеграмме надо оплачивать каждый знак, каждое слово. Вот почему сообщения делают как можно короче.
Люди даже договорились не писать слова-помощники и не ставить знаки в конце предложений.
О каких особенностях телеграмм ты теперь знаешь?
186. Перечитай телеграмму, которую получил Антон (с. 121).
Подумай и скажи: как превратить телеграмму в обычные предложения?
Запиши предложения полностью, правильно оформи их.
Как правильно действовать? Памятки
Как списывать? Памятка
1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
2. Отметь опасные места.
3. Прочитай вслух так, как написано.
4. Так же повтори, не глядя на запись.
5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов