Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Канакина В.П.

Это руководство разработано в помощь преподавателю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника «Русский язык. 1 класс», календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов, методические разработки всех уроков, а еще методические рекомендации по занятию со словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками.

Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное усложнение материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Учебно-методический комплект (УМК) «Русский язык» (1 класс) представлен учебником «Русский язык»1, пособием для учащихся «Рабочая тетрадь»2, методическим пособием, электронным приложением3, «Рабочими программами»4, а также учебными пособиями «Сборник диктантов и творческих работ»5, «Тетрадь учебных достижений»6, «Проверочные работы»7.
Реализация целевых установок УМК «Русский язык» (1 класс) (авт. В. П. Канакина и др.) — ориентация на планируемые результаты: личностные, метапредмет-ные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Предметное содержание, методическое обеспечение УМК для 1 класса направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку на основе формирования у учащихся универсальных учебных действий.
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС)
Личностные результаты
В содержании курса «Русский язык» (1 класс) заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовы-вать целевые установки, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:
• основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностый смысл учения;
• самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им;
• эстетические потребности, ценности и чувства;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные), согласно требованиям ФГОС, формируют:
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• способы решения проблем творческого и поискового характера;
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
• начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• навык активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• навык использования различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением;
• навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание исходя из задач коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
• логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления анало-
11
гий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
• базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Ниже рассмотрим подробнее некоторые возможности курса «Русский язык» (1 класс) для формирования мета-предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС представлено в отдельном пособии «Рабочие программы «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России»1), а также в предметном содержании и методическом обеспечении учебника «Русский язык».
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
• первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
• умение опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
• первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
• первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
• умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
• навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В учебнике «Русский язык» (1 класс) выделены пять больших разделов курса русского языка: «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слова, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».
Каждый раздел начинается с особой страницы — шмуцтитула, на которой сформулированы основные цели изучения раздела, даны рисунки и схемы, к которым можно обратиться в процессе изучения определённой темы раздела, и некоторые ключевые слова, написанные рукописным шрифтом.
Пример содержания шмуцтитула (учебник, с. 31).
Название раздела: «Слово и слог. Ударение».
Учебные задачи (рубрика «Будем учиться»):
• выделять слоги в слове,
• переносить часть слова с одной строки на другую по слогам,
• обозначать ударение в словах,
• произносить слова правильно.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов