Русский язык. 1 класс. Методическое пособие. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р.

Учебное руководство разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт 2 поколения) и предназначено для преподавателей, работающих по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». В него включены: «Программа по русскому языку, 1 класс», «Методический комментарий к учебнику 1 класса», приблизительные планы проведения уроков.

Русский язык. 1 класс. Методическое пособие. Формат: pdf

Русский язык. 1 класс. Методическое пособие. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р.

Методический комментарий к учебнику..
Глава 10. Дети знакомятся с твердыми согласными, у которых нет мягкой пары
Первый урок новой главы посвящен осознанию проблемы: мы на протяжении многих уроков работали с парами согласных звуков, в которых они были парными по твердости и мягкости, убеждались в том, что каждому твердому звуку соответствует парный ему мягкий звук, НО оказывается, — есть ТОЛЬКО твердые согласные звуки, у которых нет парных им мягких.
Сначала учитель рассказывает содержание интриги в конце с. 56. После этого предлагает исследовать звуковой столбик — с целью обнаружить, существуют ли ТОЛЬКО твердые звуки. Учим просматривать звуковой столбик. Спрашиваем: «Будем ли рассматривать звуки, помеченные красным цветом? Нет? Почему? А зеленым и голубым? Будем. Где находятся твердые звуки: слева или справа? Значит, скользим глазами по левому столбику, но каждый раз посматриваем направо: есть ли у твердого звука мягкая пара? Если мягкой пары нет, то в квадратных скобках стоит пропуск». Цель такой работы со звуковым столбиком — учить оперативно осваивать алфавит; учить отыскивать нужное место в «тексте», учить читать звуковые схемы.
Затем мы побуждаем школьников произносить те слова на Ж и LLI, которые есть на с. 57 учебника, и прислушиваться к себе: важно, чтобы дети, во-первых, поняли, что они произносят твердые звуки [ж] и [ш]; во-вторых, убедились в том, что они слышат такие же гласные звуки, что и Маша с Мишей. В-третьих, важно, чтобы они сравнили гласные звуки, которые они слышат, и те буквы, которые стоят на их месте в словах. В словах жизнь, жир, шип, машина слышится звук [ы], а пишется почему-то буква И. В словах шесть, шерсть, жесть, служебный слышится звук [э], а пишется почему-то буква Е. Сравнив все это и убедившись в том, что здесь что-то не так, переворачиваем страницу, где убеждаемся в том, что на Ж и Ш общее правило написания букв гласных распространяется лишь частично. И это можно понять: это же особые звуки — ТОЛЬКО твердые! Особенность этого материала состоит в том, что с орфограммой написания жи-ши, же-ше дети встречаются уже в букварный период. Поэтому важно обратить внимание на эту орфограмму по новому основанию, — с точки зрения недавно открытой закономерности русской графики: оказывается твердость и мягкость согласного звука показывается с помощью букв ГЛАСНЫХ, которые за этими согласными следуют. Сначала нужно, чтобы школьники вспомнили эту закономерность (Маша им в этом помогает), а потом — чтобы применили ее. Для того чтобы они САМИ вывели то, что закономерность лишь частично применима к ТОЛЬКО твердым согласным звукам [ш] и [ж], можно на доске выписать те буквы гласных, с помощью которых обозначается твердость согласных: А, О, У, Ы, Э и написать слова: жаба, шапка, пирожок, шоколад, шуба, жук, жидкость, ширма, жест, шест. После этого надо попросить школьников проверить: какие из этих букв гласных (с помощью которых, как правило, обозначается твердость согласных) действительно пишутся после только твердых [ш] и [ж], а каких им не удалось обнаружить в тех примерах, которые есть на доске? Дети смогут сами вывести то, что узнают от Волшебницы: после Ж и Ш действительно пишутся буквы а, о, у, но не пишутся буквы ы, э.
При выполнении упражнения 25, важно, чтобы дети пользовались правилом в рамочке целиком, то есть ПРОВЕРЯЛИ, под ударением ли находится звук, на место которого они вписывают букву. Если мы не будем добиваться того, чтобы дети осознали правило целиком (не только в той его части, где говорится: «жи-ши пиши с буквой И», но и в той его части, где говорится, что так надо писать «под ударением») — мы не будем в дальнейшем застрахованы от ошибок в безударных позициях типа: жИних, шИстой, жИвать, жЕвой, шИптать и т. д. Написание И и Е после Ж и Ш в безударной позиции, которое мы изучаем во 2 классе, должно восприниматься второклассниками как еще одна орфограмма: «В слове жених — две орфограммы: безударный гласный в корне слова, который мы проверяем, ставя его в сильную позицию (женится), и написание же-ше под ударением через Е».
Следующий, второй урок по этой теме проводится по той же схеме, что и первый: сначала устная работа, потом — вспоминание закономерности, потом ее ограничение. Можно опять выписать на доску буквы гласных, обозначающих твердость предшествующих согласных: А, О, У, Ы, Э, и слова: царский, цапля; цукат, цунами; яйцо, цокать; цифра, цирк; цель, цепь. Спросить: какие же буквы гласных пишутся после Ц, если судить по тем словам, которые выписаны на доске? Пусть дети сами обнаружат, что буквы А, О, У — пишутся после Ц, а вместо Ы и Э пишутся И и Е. Если уровень развития класса позволяет, то кроме списка исключений на с. 61, который знакомит детей с написанием буквы Ы после Ц, можно показать им еще один важный случай написания Ы после Ц (по программе он рассматривается только во 2 классе): в окончаниях слов. В этом случае можно написать на доске слова и попросить детей понаблюдать. Овцы, огурцы, купцы, молодцы, зайцы — в каком же еще случае пишется Ы после Ц? В каком месте слова.
Во время выполнения упражнения 26 необходимо на доске написать слова циферблат и цикорий, поскольку звук [ы] находится в них в безударной позиции. Надо обратить на это особое внимание детей: «Разве мы можем с уверенностью сказать, какую букву здесь нужно писать? Почему же букву И? А может быть, здесь должна быть буква Е? Мы с уверенностью можем говорить только о тех случаях, где сомнительный звук под ударением». Это особенно важно проговорить, поскольку в этой главе нет своего правила в рамочке: случай правописания И и Е после Ц рассматривается как аналогичный со случаями написания И и Е после Ж и Ш.
При выполнении упражнения 28 важно, чтобы действенность правила («После Ц под ударением пиши И и Е, кроме…») проверялась. Дети должны вслух (кому какой случай достанется) проговаривать: «Цыганский — пишу Ы, потому что это слово-исключение; цирк — пишу И, потому что после Ц под ударением надо писать И…» и т. д.
Методический комментарий к учебнику..
глухой звук [т]. А с помощью какой буквы обозначен этот глухой звук? С помощью буквы звонкого согласного Д». Надо сразу отметить, что любая работа по проговариванию на начальном этапе возможна только после того, как практическая часть работы школьниками уже выполнена. Теперь вся энергия может быть сосредоточена на осознании того, что сделано: на проговаривании.
После того как дети выписали слова парами, они должны выполнить другое задание: выписать названия животных, которые оканчиваются на БУКВУ звонкого согласного в один столбик, а на БУКВУ глухого согласного — в другой столбик. Это позволит еще раз осознать разницу понятий звонкий звук и БУКВА звонкого звука; глухой звук и БУКВА глухого звука. Эти различения очень важны в дальнейшем. Школьники будут встречаться не только с фактами выражения глухих согласных звуков буквами звонких согласных (например, носорог[к], верблюд[т]), но и с обратными случаями (в словах типа прось[з’]ба, молоть[д’]ба мы видим примеры звонких мягких звуков, которые выражены буквами глухих согласных).
Глава 14. Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются
Предложения различают по цели высказывания как повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат просьбу или приказ); по интонации — как восклицательные и невосклицательные. Хорошо известно, что для школьников даже в 3 классе деление предложений по интонации на восклицательные и невосклицательные — некая умозрительная абстракция, которая ими не понимается до конца, а значит, не запоминается и не является инструментальной. Различение предложений по цели и по интонации представляет собой трудность на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Чтобы всего этого избежать, учителю необходимо (конечно, терминологически этим можно начать заниматься только со 2 класса) специально поработать над определением каждого вида предложений по двум основаниям.
На четвертом уроке по этой теме дети работают с учебником по русскому языку, а также с тетрадью для самостоятельной работы по литературному чтению, где их учат, как заполнять анкету (листочек с анкетой после заполнения аккуратно вырезается из тетради), как заполнять конверты. Необходимо накануне предупредить школьников, чтобы они принесли с собой по два конверта. Поскольку некоторые непременно забудут это сделать, важно, чтобы у учителя были запасные конверты. На этом уроке у детей должны быть на партах учебник и хрестоматия по литературному чтению. Конечно, очень важно, чтобы учитель сначала рассказал события интриги (что их, ребят, приглашают стать членами клуба, что клуб называется «Ключ и заря» — по первым буквам слов, объясняющих смысл названия), спросил об их желании стать членами клуба. После дружного заполнения анкет можно заполнить сначала первый конверт по образцу (обсудив и оговорив все детали), потом — второй конверт.
Шестое задание, содержащее вопрос о звуке, который прячется под одеждами 4-х разных букв, касается звука [й’], который может обозначаться буквами Е, Ё, Ю, Я. Важно, чтобы дети не просто отыскали эти буквы, но и вспомнили: в каких же случаях в слове это возможно? Это уточняется на с. 40, 42, 72—73 учебника — где дети смогут вспомнить примеры слов, начинающихся буквами Е, Ё, Ю, Я, а также слов, где эти буквы стоят после разделительных Ь и Ъ.
Отвечая на седьмой вопрос, дети должны обязательно снова перечитать или просмотреть все задания. В целом блок «Заданий Анишит Йокоповны» подводит итог всей фонетической работе, проводимой учебником, и помогает учителю выяснить, что же удалось в большей степени, а что — в меньшей. Клуб очень рассчитывает получить письмо также и от учителя, где учитель поделится теми трудностями, которые возникли в процессе работы с материалом учебника.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов