Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Предлагаемое преподавателю руководство подготовлено в качестве дополнения к учебнику «Русский язык» для 1 класса (авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева). Главная цель пособия — помочь преподавателю в подготовке и проведении уроков (в соответствии с требованиями ФГОС), а также в наиболее эффективном достижении планируемых результатов обучения. Книга представляет собой поурочные методические рекомендации, которые включают темы, целевые установки уроков, комментарии к теоретическому материалу и упражнениям учебника, творческие задания.
Поскольку система изучения русского языка в первых классах соотносится с программой по русскому языку для средней школы, то и цели начального этапа обучения согласуются с основными задачами завершающего этапа изучения русского языка в соответствии с ФГОС.

Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Формат: pdf

Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Учебник авторов Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой для 1 класса ориентирован на изучение русского языка на коммуникативно-познавательной основе. Он продолжает развитие содержания курса, заложенного в учебнике «Азбука», существенно дополняет и развивает его.
Учебник включает следующие темы: «Мир общения», «Слово и его значение», «Группа слов», «Звуки и буквы. Алфавит» (часть 1), «Слоги. Перенос слова», «Ударение. Ударные и безударные гласные звуки», «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме», «Правописание жи—ши, ча—ща, чу— щу», «Разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Знаки препинания в конце предложения», «От предложения к тексту».
Каждый раздел, помимо правил, заданий, упражнений и текстов включает диалоги сквозных персонажей учебника: учеников Ани и Вани и профессора Самоваро-ва. Они помогают детям включиться в изучение темы, обсудить её с разных сторон, с разных точек зрения и приучают детей высказывать собственное мнение.
Тема «Слово и его значение» посвящена формированию элементарных представлений о лексическом значении слова (без использования термина), его многозначности, синонимах и антонимах. Ученики учатся: различать в слове его звуковую сторону и определять значение слова; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его; сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее; объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления; сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию (без использования терминов); употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам); употреблять заглавную букву в написании имён собственных; придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название.
В теме «Группа слов» внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение (без использования термина), обобщающее признаки, характерные для целой группы слов. Ученики распределяют слова по группам на основе их основного значения и вопроса, составляют группы слов, объединённых общими признаками, записывают вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?), составляют тематические словарики. Использование игровых заданий позволяет через слово познавать мир. Например, конкурс «Кто больше знает слов и их значений?» позволяет осмыслить внешние и внутренние особенности человека (младенец, дитя, старец, рост, фигура, волосы) и качества и черты его характера (ум, смелость, честность). Формируется первоначальное представление о словообразовании и словоизменении.
В теме «Звуки и буквы. Алфавит» ученики обобщают первоначальные сведения о звуках и буквах русского языка; выполняют звуковой анализ слов и составляют звуко-буквенную схему слова; знакомятся с русским алфавитом как основой письменности; осмысливают различия между звуком и буквой: звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — «жэ», [к] — «ка», [ф] — «эф»).
В теме «Слоги. Перенос слов» ученики закрепляют умение делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове, объяснять различие между словом и слогом; учатся переносить слова со строки на строку по слогам, определять несколько вариантов переноса слов.
Тема «Ударение. Ударные и безударные гласные звуки» позволяет закрепить умения ставить ударение в словах, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные; использовать орфоэпический словарь для определения верного произношения слова; сравнивать произношение и написание гласных в словах, находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова.
В теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки» ученики обобщают представления о способе обозначения на письме мягкости и твёрдости согласных звуков; учатся различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я и выполняют звуко-буквенный анализ слов: день, яма, мяч, конь, ель.
Тема «Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу» знакомит учеников с традиционным написанием буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
В теме «Разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак» внимание учеников обращается на употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и и употребление разделительного твёрдого знака на основе наблюдения без изучения правил.
В теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами» ученики учатся характеризовать согласные звуки (твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными.
Заключительные темы учебника «От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения» и «Текст» предназначены для обобщения тех знаний, которые дети получили в 1 классе. Раздел имеет практическую направленность и учит детей самостоятельной творческой деятельности при написании текстов делового характера: записки, приглашения, письма. Особое внимание обращается на культуру речевого поведения школьников, на умение обратиться к собеседнику в вежливой форме (устно и письменно).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛЕКСИКА
Учащийся научится:
• различать слово и предложение, слово и слог;
• определять слово как двустороннюю единицу языка (т. е. получит представление о значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей);
• различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто? или ч т о?;
• определять имена собственные и правильно их записывать;
• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
• выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);
• определять значение слова или уточнять его с помощью толкового словаря учебника.
Учащийся получит возможность:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• приобрести первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
• приобрести первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и о многозначных словах;
• составлять тематические словарики на основе содержательной классификации слов по определённым темам.
СИСТЕМА ЯЗЫКА. ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
Учащийся научится:
• различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
• различать гласный звук [и] и согласный звук [й’];
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
• различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
• различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
• различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
• определять традиционные написания сочетаний жи— ши, ча—ща, чу—щу в словах.
Учащийся получит возможность:
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ
Развитие речи
Учащийся научится:
• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
• пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
• составлять текст из набора предложений;
• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• определять тему и главную мысль текста;
• соотносить заголовок и содержание текста;
• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
• составлять текст по его началу и по его концу;
• составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Морфология
Учащийся получит возможность:
• делать элементарные грамматические обобщения: представление о предметности, свойстве (качестве) и действии на основе классификации слов по вопросам: кто? что? что делает? что делают? какое? какой? какая? какие?
Синтаксис
Учащийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
• выделять предложения из речи;
• соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
• составлять предложения из слов;
• составлять предложения по схеме, по рисунку;
• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам, пользуясь общими представлениями о предложении.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения, его смысловую и интонационную законченность;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
• осмыслять роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
УРОК 1 В МИРЕ ОБЩЕНИЯ
Целевые установки урока: познакомить детей с новым учебником «Русский язык»; обобщить первые представления детей о мире общения, уточнить смысл понятия «общение»; расширить представления учащихся о целях речевого общения; обратить внимание учащихся на словесные и несловесные средства общения; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины «слушание», «говорение», «чтение», «письмо»; оценить результаты деятельности на уроке.
УРОК 2 В МИРЕ ОБЩЕНИЯ
Целевые установки урока: способствовать осознанию учащимися цели речевого общения — достижения взаимопонимания; дать представление о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как родному,
как языку своей Родины; раскрыть учащимся умение общаться как умение говорить и слушать, читать и писать; повышать культуру речевого общения; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; оценивать результаты деятельности на уроке.
УРОК 3
Целевые установки урока: развивать умения выразительного чтения, рассказывания; показать роль речевого общения в жизни человека; обогащать и уточнять словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к учению; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; оценивать результаты деятельности на уроке.
УРОК 4 РОЛЬ СЛОВА В ОБЩЕНИИ
Целевые установки урока: углублять представления детей о даре слова как средстве общения; развивать умения внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему; воспитывать ценностное отношение к слову; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; участвовать в диалоге; выслушивать собеседника; высказывать своё мнение; давать характеристику ситуации общения.
ХОД УРОКА
I. Объяснение смысла пословицы Пишут не пером, а умом (т. е. думая над тем, что и как пишут). Учитель предлагает «с умом» восстановить запись уже известной
27
пословицы: пером, что, не, вырубишь, написано, топором. Используется комментированное письмо.
II. Постановка проблемы урока. Дети читают в учебнике название темы урока: «Роль слова в общении». Учитель предлагает учащимся самим объяснить, почему общение людей невозможно без слов. Проводится обмен мнениями.
УРОК 6 РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Целевые установки урока: обратить внимание детей на правильный выбор слов для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли; расширять, уточнять словарный запас учащихся; участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет; подбирать к одному предмету несколько слов, по-разному характеризующих его; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов