Русский язык. Учимся в школе и дома. 1 класс. Шклярова Т.В.

Данное пособие — для работы в классе. Оно удобено как для педагога, так и для учащегося. Для работы дома пособие также окажется незаменимым: составлено оно с таким расчётом, чтобы разобраться в нём мог человек, даже весьма далёкий от грамматических премудростей. О методике, положенной в основу учебника, подробно написано в предисловии. Здесь достаточно сказать: всё то, что предлагает нашему вниманию автор, возникло не умозрительно, не из отвлечённых выкладок, а из опыта многолетней работы в школе. Учебники и пособия Т.В. Шкляровой получили заслуженное признание не только в нашей стране, но и за её рубежами, среди русских людей, избравших другие страны для постоянного места жительства.

Русский язык. Учимся в школе и дома. 1 класс. Формат: pdf

Русский язык. Учимся в школе и дома. 1 класс. Шклярова Т.В.

В этом предисловии я постаралась как можно доступнее и короче её изложить. Надеюсь, что вас это заинтересует.
Система подачи знаний
Одна из первых тем, изучаемых в первом (или втором, в зависимости от выбранной программы) классе, — «Проверяемые безударные гласные». У меня это всегда вызывало недоумение. Безударные гласные — где, в какой части слова? Ведь каждая из частей слова подчиняется своим орфографическим правилам. Поэтому попробуем построить порядок преподавания таким образом:
1. Повторение изученного. Фонетика. Алфавит.
2. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. [Отсостава слова никак не зависит. Информация нужна практически с первых дней работы.)
3. Правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Отсостава слова не зависит.)
4. Ь, обозначающий мягкость согласных. (От состава слова не зависит.)
5. Правописание ЧК-ЧН, НЧ-НЩ-ЩН. (От состава слова не зависит.]
6. Состав слова.
7. Корневые орфограммы:
проверяемые безударные гласные;
непроверяемые безударные гласные;
парные по глухости-звонкости в слабой позиции;
непроизносимые согласные (нужно упомянуть, что эта орфограмма встречается и в суффиксе).
8. Морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз]. Для чего? Правописание предлогов и приставок, суффиксов и окончаний зависит не только от состава слова, но и от того, к какой части речи это слово относится.
9. Предлог и приставка.
10. Правописание Ь и Ъ разделительных знаков. Можно, конечно, было бы рассказать о правописании Ь-р пораньше, но, мне кажется, лучше всё-таки оба разделительных знака дать в сравнении.
11. Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки. Правописание Ь после шипящих, падежных окончаний, некоторых суффиксов.
12. Имя прилагательное. Непостоянные признаки. Правописание родовых и падежных окончаний, некоторых суффиксов.
13. Имя числительное. Постоянные и непостоянные признаки. Склонение, правописание корней и падежных окончаний.
14. Местоимение. Склонение. Правописание с предлогами.
15. Глагол. Постоянные и непостоянные признаки. НЕ с глаголами. Правописание Ь, личных и родовых окончаний, некоторых суффиксов.
16. Наречие. Понятие о наречии.
17. Главные и второстепенные члены предложения.
18. Союз. Понятие о союзе. Роль в предложении.
19. Предложения, осложнённые однородными членами.
20. Предложения, осложнённые обращениями.
Учитывайте, пожалуйста, что это только схема. Естественно, к корневым орфограммам мы будем возвращаться в каждом классе на более высоком уровне. Разбор предложений по членам и пунктуация будут «растворены» среди остальных тем.
Система «опасных мест» и «букв-мин»
Часто я слышу от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!» Это происходит потому, что ребёнок не знает, где же эти правила применять. Чтобы с ситуацией «правила отдельно, правописание отдельно» вы не столкнулись в вашем классе, попробуйте применить систему «опасных мест и букв-мин».
Задайте вашим ученикам вопрос: «Как вы думаете, где должен находиться миноискатель, когда сапёр идёт по минному полю?» Естественно, впереди. Если сапёр тащить его сзади, далеко он не уйдёт. Так и ученик, который пишет, например, диктант, должен знать, где в каждом слове расположены опасные места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно ДО ТОГО, как оно будет написано. После будет поздно. Ошибка уже допущена. То, что я скажу сейчас, наверняка повергнет в ужас две трети учителей: в выпускных классах в двух последних выпусках я никогда не давала детям проверять орфографические ошибки в диктантах — уже поздно, всё, что могли, они уже сделали! Ошибки мы искали в с/р «Найди ошибку!», в сочинениях и изложениях (маленькая поблажка: всё-таки их пишут, подчиняясь творческому порыву, трудно себя контролировать, хотя тоже нужно).
А теперь разберёмся, что же это за «опасные места» и «буквы-мины».
Для ГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:
1) безударное положение [сосна):
2) место после шипящих или Ц (шел, шомпол, циновка, цыплёнок).
Но «опасное место» станет действительно опасным, если там встанет «буква-мина». Какие же буквы становятся «минами» в безударном положении? А или О, Е или И или Я (иногда в суффиксах и окончаниях в эту компанию попадают буквы Ю и Ы).
Проблемы правописания гласных после шипящих и Ц будут волновать учителей в средней школе. Нам достаточно рассказать детям об орфограммах ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Для ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:
1) конец слова (лев, шкаф);
2) перед глухой согласной (сказка, маска), чаще всего это бывает суффикс -К-;
3) перед звонкой согласной [молотьба, косьба). К счастью, суффикс -Б- встречается крайне редко.
А как определить «опасное место» для НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ? «Буквы-мины» для них выделить вообще очень сложно — нет никакой системы. Обратим внимание на то, перед какими суффиксами они чаще всего появляются. Это суффиксы -Н-, -СК-. И это прекрасно, потому что этим суффиксам ученики будут уделять большое внимание и в средней школе. Так что привыкнем заранее побаиваться их! Для МЯГКОГО ЗНАКА «опасными местами» будут:
2) положение перед -СЯ- (смеяться, смеётся). Теперь подведём итоги.
ДО ТОГО, КАК НАПИСАТЬ СЛОВО
1. Ставим в слове ударение.
2. Мысленно разбираем слово по составу.
3. Определяем, в каких частях слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. Каждая часть слова подчиняется своим правилам. По мере написания применяем их.
4. Предлог или приставка? После приставки подумали о Ъ.
Разберём пример. По узкой дороге мчится машина.
Размышляю, говорю По узкой. Безударная гласная. Предлог это или приставка? По очень узкой. Значит, ПО — предлог. Выделяю зелёным заглавную букву в начале предложения. Ударная гласная У. Парная по глухости-звонкости согласная перед суффиксом -К-. Проверяю: узенький. Услышал 3, помогла гласная Е. Указываю корень -УЗ-. Безударная гласная в окончании. Рисую пустую рамочку.
Исправлена безударная гласная в окончании. Чтобы определить окончание имени существительного в единственном числе, определяю склонение и падеж. Улица. 1 -е склонение. Трамвай. Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.
За ним. Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.
Если все ваши дети подобным образом будут работать над своими ошибками, они
— во-первых, очень хорошо усвоят все правила;
— во-вторых, будут очень стараться больше никогда не делать ошибок!
Некоторые из вас могут сказать: «А не слишком ли часто используется зелёная ручка? Как это отразится на почерке и на скорости письма?»
Никак не отразится. И дети обычно любят выделять в тексте орфограммы. Работа выглядит более нарядной. Одна девочка даже сказала мне: «Текст без выделенных орфограмм, всё равно что новогодняя ёлка без игрушек!»
И потом, задания можно варьировать: выдели безударные гласные в корне; покажи приставки; покажи безударные окончания и т.д.
Собачка. Зачёркнут Ь. Это орфограмма: ЧК-ЧН, НЧ-НЩ-ЩН пиши без Ь. Пишу слово правильно. Подчёркиваю сочетание ЧК. Подбираю слова с этой орфограммой.
1. Повторение изученного. Фонетика. Алфавит
Вспомни то, что ты изучал, когда ещё учился писать в прописи.
Буквы, обозначающие гласные звуки: А-Я, О-Е, У-Ю, Э-Е, И-Ы.
Буквы, обозначающие согласные звуки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С; Й, Л, М, Н, Р; X, Ц, Ч, Щ. Две буквы — Ъ и Ь — звуков не обозначают.
1. Произнеси несколько звуков, которые трудно записать буквами.
2. Запиши, какие буквы обозначают твёрдость предшествующих согласных.
3. Запиши, какие буквы обозначают мягкость пред шествующих согласных.
4. Запиши буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
5. Запиши буквы, обозначающие только твёрдые согласные звуки.
6. Запиши буквы, обозначающие только мякгие согласные звуки.
7. Зачеркни неправильные высказывания.
1. Буквы е, ё, Ю, Я всегда обозначают два звука.
2. Буква И никогда не обозначает два звука.
3. Буква 3 может обозначать звонкий и глухой звуки.
4. Буква ё обозначает два звука после разделительного Ъ знака.
5. Буква Й обозначает гласный звук.
8. Зачеркни неправильные высказывания.
3. Звук [ш] можно записать только буквой Ш.
5. Букву ё можно записать звуком [ё].
9. Зачеркни в словах буквы, обозначающие гласные звуки.
Этаж, человек, экипаж, мельница, математика, Люда, песчинка, крыльцо, щётка, дождь, голубь, корова, собака, курица, ласточка, клюв, Оля, сарай.
10. Расположи слова так, чтобы было видно, что за чем следует. Подчеркни в этих словах буквы, обозначающие звонкие мягкие согласные звуки.
Полдень, утро, вечер, ночь.
Начало, конец, середина. Лето, зима, весна, осень.
11. Спиши отрывок из стихотворения. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки. Поставь ударения в словах последних четырёх строчек.
Снежинка
Светло-пушистая снежинка белая, какая чистая, какая смелая! Дорогой бурною легко проносится, не в высь лазурную — на землю просится.
(К. Бальмонт)
12. Подчеркни гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных звуков.
Маша мала. Это мои рыбки. Принеси маме
воды. Купи дыню.
13. Подчеркни гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.
У меня большой мяч. Пришла весна. Сестра Люба ходит в ясли. На берёзе сидит иволга.
14. Подчеркни одной чертой буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, а двумя чертами — буквы, обозначающие их мягкость.
Под ёлкой живёт колючий ёжик. Пчёлка несёт мёд в улей.
15. Подчеркни гласные буквы, обозначающие два звука. Раздели слова на слоги.
Тень от ели лежит на дороге. Мячик закатился в яму. Юля, Люся и Яша — малыши.
16. Впиши в текст слова. Подчеркни в них буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.