Русский язык. Учебник для 1 класса. Нечаева Н.В.

Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Вы 6 лет учились говорить и понимать, что говорят вам. И всего лишь за семь месяцев научились читать, писать и понимать написанное. Теперь вы можете общаться на русском языке и устно, и письменно.
Отчего же вам предлагается учебник русского языка? Почему русский язык изучают и старшие ученики вашей школы? Потому что человек не может жить без общения с другими людьми. А для общения нужно очень хорошо владеть устной и письменной речью. Этому вы и продолжите учиться на уроках русского языка и в жизни.

Русский язык. Учебник для 1 класса. Формат: pdf

Русский язык. Учебник для 1 класса. Нечаева Н.В.

Речь устная и письменная
1. а) Что так, а что не так в этой речевой ситуации?
— Мой салик! Салик лопнул!
— Не реви! Я расскажу тебе о переместитель-ном свойстве сложения.
б) Какова цель речи малышки: она радуется, жалуется, рассказывает о чём-то? Какова цель речи мальчика?
2. Как ты успокоишь малышку?
Какой у тебя будет голос? Какое выражение лица? Какие жесты ты используешь? К какой речи относятся эти средства?
3. а) Напиши правильно слово, которое девочка ещё не выговаривает.
б) Какие звуки она не произносит? Что ты знаешь об этих звуках?
в) К какой речи относятся звуки, к какой -буквы?
4. а) Прочитай пословицу. О чём она?
б) Назови отмеченные опасные места.
в) Запиши пословицу. Помни о правилах списывания! Написанное проверь.
Запиши слова в две группы:
1) слова, в которых выбор буквы не вызывает сомнения; 2) слова, при написании которых пришлось выбирать нужную букву.
При обозначении на письме звуков речи может быть два случая:
1) когда не возникает сомнения, какую букву писать, например: дом, мел, конь, руки;
Правила написания слов устанавливает орфография («орфос» — правильный, «графо» — пишу). Некоторые из правил ты уже знаешь.
13. а) В строке сочетаний букв найди слова. Запиши их. Отметь орфограммы.
б) Выпиши сочетания букв, которые надо запомнить. Что ты можешь сказать о звуках букв Ж, ш, ч, щ?
В какой речи бывают орфограммы?
14. а) Предложи свою строку с любыми спрятанными словами. Как ты поступишь, если засомневаешься в их написании? Выполните взаимопроверку.
б) Посмотри на себя со стороны. Ты умеешь слушать одноклассников? Как ты возражаешь?
а) Произнеси названия нарисованных предметов. Запиши парами рифмующиеся слова.
Отметь ударные гласные звуки. Какими буквами ты их обозначаешь? Какое правило орфографии тебе помогло правильно написать слова?
31. Как ты определяешь слоги в словах?
Запиши слова, которые кричат дети в лесу и болельщики на стадионе. Раздели их на слоги. Ещё раз запиши эти слова, разделяя их для переноса. Сравни с делением слов на слоги. Сделай вывод.
32. Какая громкость голоса допустима в следующих речевых ситуациях?
Ты болельщик (болельщица) на стадионе. Ты в транспорте обсуждаешь спортивные соревнования с другом (подругой).
Ты в музее делишься с другом (подругой) впечатлением о картине.
33. Перепиши две группы букв. Рассмотри их. Произнеси их звуки. Зачеркни четвёртую «лишнюю» букву. Сколько вариантов получилось?
34. Как ты различаешь гласные и согласные
звуки? Как участвуют в их произношении голос и шум? При произношении каких звуков воздух встречает преграду?
35. а) Ты уже знаешь, что вначале люди придумали знаки только для согласных звуков. Прочитай предложения. Перепиши их по правилам современного русского языка. Пропусти буквы, написание которых вызывает сомнение. О какой особенности букв Ь и Ъ ты знаешь?
б) Проверь написание словарных слов по «Справочнику правописания».
в) В первом предложении раздели слова на слоги. Подчеркни буквы гласных. Сравни количество гласных звуков и слогов.
г) Найди и запиши для одноклассников одно предложение, пропуская буквы гласных. Обменяйтесь работами, выполните их. Теперь обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Обозначение на письме звука [й’]
Йй — одиннадцатая буква русского алфавита. Её название «и краткое». Произноси правильно: «И (какое?) краткое, (какое?) прописное, (какое?) строчное». Эта буква, как и буква Её, самая молодая в алфавите. Они последними пополнили семью букв. Долгое время ученики при изучении алфавита не называли их. Отвечали так: «А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л…» Но, наконец, алфавит признал эти буквы, и они заняли своё заслуженное место.
Назовите друг другу буквы русского алфавита.
а) Произнеси группы слов. За какими буквами скрывается звук [й’]?
змей змейка ель маяк
чай
чайка
якорь
пою
май
майка
юла
поёт
Послушай, какой звук следует за звуком [й’]: согласный, гласный или ноль звука? Сделай вывод, когда звук [и’] обозначается буквой И, когда — буквами Е, Ё, Ю, Я.
б) Запиши примеры слов. Расставь ударение. Подчеркни орфограмму гласного под ударением.
83. Выпиши из упражнения 82 слова, которые можно переносить. Раздели их для переноса.
Какие знания тебе потребовались для выполнения задания?
102. а) Прочитай. С какой целью составлен этот текст?
Девочка Снегурочка жила в лесочке у речки. Пройдёт ночка, погасит она ночник и встаёт. Надевает Снегурочка чулочки, брючки, тапочки. Потом берёт спички и идёт к печке. Печка-помощница и булочки печёт, и борщ варит. Сестрички-лисички, берите ложечки, вилочки, ножички! Потчевать вас будет Снегурочка.
6) Перепиши или весь текст, или только слова с секретом. Подчеркни общую для них орфограмму.
103. а) Запиши имена и их ласкательную форму. Мы начинаем: Ира — Ирочка, продолжай:
б) Какое имя оказалось с сюрпризом? Напиши своё имя и его ласкательную форму.
107. а) Угадайте слова по их толкованию в словаре. Отгаданные слова запишите. Подсказки в написании отгадок есть в описании предметов и в «Справочнике правописания».
1. Растение с жёлтыми цветками. Его семена с пушистыми волосками разносятся ветром.
2. Любитель спорта, который болеет за свою команду или спортсмена.
3. Мастер по кладке и ремонту печей.
4. Ребёнок женского пола.
5. Ребёнок мужского пола.
6. Учащийся, постоянно получающий отметку «пять».
6) В отгадках подчеркни все орфограммы.
Наш словарь
Лексика — все слова языка (от греческого «лексикос» — относящийся к слову).
6) Теперь расскажите о словах предложения:
За деревьями крадётся рыжая лиса.
Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?
Ваши ответы раскрыли грамматическое значение слов. Грамматика изучает строй языка, его законы.
н112. а) Запиши названия нарисованных предметов в алфавитном порядке. Проверь написанное по словарю.
б) Какие понятия подходят к этой группе предметов: из курса окружающего мира, из курса русского языка, какие математические вопросы можно задать к этим словам?
113. На уроке учительница спросила первоклассников:
Какими словами можно назвать то, что здесь написано?
5 + 4
Ответы разных учеников:
— Пять плюс четыре.
— Сумма пяти и четырёх.
— К пяти прибавить четыре.
— Сколько будет, если пять увеличить на четыре?
— Если к пяти прибавить четыре, получится девять.
Посмотри, как ученики заставили работать слова. Какие разные предложения они составили!
Кстати, все ли ребята ответили правильно?
Сами по себе слова бывают только в словарях. А живут и работают они в предложении. Чтобы выразить какую-нибудь мысль, мы должны отобрать нужные по смыслу слова и соединить их по законам грамматики.
136. Попробуй самостоятельно ответить на вопрос: зачем нужны большие (заглавные) буквы?
Выполнив следующие задания, каждый проверит полноту и правильность своего ответа.
137. а) Запиши предложения. Подчеркни одной чертой, о ком говорится в первом предложении, о ком говорится во втором.
Прилежный Олег пишет красиво. Прилежная ученица пишет красиво.
б) Какие слова написаны с большой буквы? Почему?
в) Напиши предложение со своим собственным именем. Как предложение написали девочки твоего класса и как мальчики?
138. а) Выполни звукобуквенный разбор слов Олег, Ольга.
б) Напиши своё имя, выполни его звукобуквенный разбор. Расходится ли в твоём имени количество букв и количество звуков? Почему?
в) Можно ли перенести записанные тобой слова?
г) На какие две группы можно разделить имена учеников вашего класса и даже имена людей всего мира?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов