Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс. Бубнова И.А., Илюшин Л.С. и др.

Руководство обеспечивает методику обучения русского языка в 1-м классе с использованием УМК системы «Школа России» согласно положениям ФГОС. Материал организован в виде технологических карт уроков, что позволяет показать деятельность педагога по достижению планируемых результатов — личностных, предметных, метапредметных — и по формированию универсальных учебных действий.Книга входит в новую серию поурочных разработок «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную преподавателям общеобразовательных учреждений и методистам

Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс. Формат: pdf

Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс. Бубнова И.А., Илюшин Л.С. и др.

Поурочные разработки в форме технологических карт представляют собой чётко выраженный практический аспект изучения курса «Русский язык» и реализуют следующие цели:
— формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
— формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальных навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
— воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках русского языка необходимо решать следующие задачи:
— освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
— овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объёма;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Как и в каждом учебном предмете, программа которого составлена по логике новых ФГОС, в процессе обучения русскому языку предполагается достижение учениками трёх групп результатов — личностных, мета-предметных и предметных, что очень чётко и конкретно отражено в предлагаемых ТКУ. Имеет смысл кратко прокомментировать специфику данного раздела по отношению к общим результатам освоения курса.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Главной характеристикой личностных результатов в процессе обучения русскому языку является заинтересованное восприятие школьником самого понятия «грамотное владение языком». Отношение к языку как к способу полноценного самовыражения, реализации внутреннего интереса к познанию через тексты и чужую речь, разрешения противоречий и конфликтов в отношениях людей — всё это личностные аспекты грамотности первоклассника.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умением осознанно строить речевое вы-
оказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение, давать оценку событиям.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Характеризуя метапредметные результаты, подчеркнём, что они, во-первых, носят интегративный по отношению к изучаемым нормам языка характер. Это означает, что первоклассник должен получить возможность на собственном учебном и внеучебном, внешкольном опыте познакомиться с такими видами речевой деятельности, как пересказ, оценочное суждение, различные виды вопросов (прямые, альтернативные, уточняющие, риторические). Разумеется, речь в данном случае идёт о первом систематизированном знакомстве с этими познавательными инструментами, и это означает, что такое знакомство не должно быть фрагментарным и поверхностным. В этом смысле значение возможностей межпредметных связей в начальной школе вообще и в первый год обучения в особенности трудно переоценить.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры; применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы и грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Специфика предметных результатов при обучении русскому языку заключается в том, что лишь весьма незначительная их часть может становиться предметом чёткого критериального оценивания. Разумеется, это касается практически всех предметов первого года обучения, но в случае с русским языком это требует от учителя особого подхода к оценочной и контролирующей деятельности, что находит своё отражение в содержании технологических карт, представленных в данном пособии.
Содержание и структура технологических карт определяют путь поурочного достижения всех трёх групп результатов. При этом учитель может сам определять их значимость согласно логике и особенностям той или иной темы и даже отдельного урока. Таким образом, становится возможной постоянная коррекция процесса преподавания и развитие его задач за счёт управления темпом урока и вариативностью форм контроля, оценки и самооценки, согласования поурочного планирования с системой внеурочной деятельности по предмету и воспитательной работой начальной школы в целом.
Как работать с технологической картой урока (ТКУ)
Инструкция по применению
Для полноценной и эффективной работы с технологическими картами необходимо знать ряд обязательных принципов и положений. Технологическая карта — новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической
карте даётся фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в определённой структуре и в заданной последовательности.
Обозначены:
— тема урока;
— тип урока.
Определены:
— задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии с ФГОС конкретной ступени обучения;
— планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
— межпредметные связи с конкретным указанием учебных предметов и используемого материала;
— ресурсы урока (УМК, интернет-ресурсы «ИП», относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы);
— содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);
— организация пространства (назначение, формы работы).
Структура технологической карты
• Этапы урока: актуализация знаний, мотивация деятельности, организация деятельности, подведение итогов.
• Содержание деятельности учителя (ведущие идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения, диагностирующие задания каждого этапа).
• Содержание деятельности обучающихся (формы — групповая, парная, самостоятельная, работа в классе, формы работы на выезде при проведении экскурсий, в специально отведённом помещении в соответствии с типом урока).
• Дополнительный материал (интернет-ресурсы, материалы экскурсий, художественная литература, репродукции картин).
• Диагностика достижения планируемых результатов (все виды диагностических заданий — тестовые, самостоятельные, контрольные, наблюдения, опыты).
• Дополнительные творческие задания, которые могут выполняться дома по желанию учащихся.
• Самоанализ урока (достижения, сложности, предложения).
Отсюда следует, что учителю необходимо только воспользоваться технологической картой, чтобы:
— осознать алгоритм работы на уроке от введения материала до конечного результата;
— увидеть уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести изучаемый материал с последующим;
— увидеть воспитательные возможности урока;
— определить возможность реализации межпредметных связей;
— определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;
— соотнести результат с целью обучения.
Технологическая карта построена по классическому
образцу описания алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя. На каждом этапе предусмотрено практическое задание на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения. Если проверочная работа по конкретному этапу выполнена 90% учащихся класса с прогнозируемым учителем результатом, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен и можно идти дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо ещё раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно выполнять следующий шаг.
В отличие от других методических пособий, технологическая карта даёт учителю возможность на каждом шаге обучения уверенно сказать, достиг он результата или нет.
Несколько простых правил работы с технологической картой
Общие сведения
— Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса на каждом уроке.
— Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
— Найдите её в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте те учебники, которые зафиксированы в графе «Межпредметные связи».
— Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, сравните их с теми, что даны в описании каждого этапа, шага работы. (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом.)
— Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой на уроке темы, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются («Межпредметные связи»). Постарайтесь осмыслить всё комплексно в формате своей собственной педагогйческой цели.
— Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий. Это, с одной стороны, новое понятие, с другой стороны, на уроках всегда формировалось и умение работать с информацией, и способность производить логические операции, и многое другое. Учитель всегда воспитывал и развивал ребёнка. Однако в карте всё приведено в систему и в чётком порядке показано, что, когда и как делать.
— Осмыслите формы работы в графе «Содержание деятельности учителя»: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации
или демонстрации достижений. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся и УМК «Школа России», и наглядные пособия, имеющиеся в школе, и интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и т. д.
— На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, используйте задание, данное в карте, взятое из учебника, или предложите своё.
— На каждом этапе придерживайтесь алгоритма работы, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни одного элемента в достижении поставленной цели, а главное — добиться эффективного и качественного освоения темы.
— Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите, и соотносите их с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
— Убедитесь, что ученик понимает изучаемый материал, знает способ выполнения задания, и только после этого переходите к следующему этапу.
— На завершающем этапе изучения темы постарайтесь выполнить все предложенные задания. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
При использовании технологической карты поурочное планирование вряд ли понадобится.
Технологическая карта позволит вам:
— реализовать стандарт образования;
— понять и в системе применить введённые термины по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
— сформировать целостную картину мира за счёт реального использования межпредметных связей;
— полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Школа России»;
— определить уровень раскрытия материала и соотнести его с материалом, изучаемым в последующих классах;
— реализовать региональный и школьный материал, основываясь на УМК «Школа России»;
— раскрыть свой творческий потенциал, так как в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана, который реализуется в школе. Педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам;
— индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Подведём итоги
Таким образом, при правильном использовании технологической карты в вашей работе должно произойти следующее:
— переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);
— эффективная реализация поставленных задач;
— возможность видеть логику в решении задач через алгоритм освоения материала;
— побуждение ребёнка к активной самостоятельной деятельности;
— обозначение очевидных межпредметных связей по содержанию, способам деятельности и по формированию личности ребёнка;
— расширение выбора предлагаемых форм работы;
— возможность проведения диагностики и контроля на каждом этапе усвоения темы;
— возможность целостного и системного освоения учебного материала;
— возможность реализовать региональный и школьный материал на основе УМК «Школа России»;
— возможность прогнозировать путь прохождения материала по всему курсу начальной школы;
— помощь учителю в прохождении аттестации.
Всё изложенное выше по работе с технологической картой относится к деятельности учителя. Однако замечательно то, что технологическая карта по своей сути является и административным инструментом:
— выстроенное в принципах стандартов нового поколения целеполагание даёт возможность не только ориентироваться в предметных целях, но и понимать, какие цели ставит учитель, занимаясь воспитанием ребёнка, в каких направлениях идёт работа по формированию и развитию универсальных учебных действий;
— тематический принцип построения технологической карты позволяет администрации школы чётко отслеживать соответствие программе, осуществлять методическую помощь;
— выстроенная система диагностики и контроля за предметными, метапредметными и личностными результатами обучения поможет администрации обеспечить эффективную проверку деятельности учителя и качества знаний учащихся.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов