Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

В книге представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, самостоятельные работы по основным разделам русского языка в начальных классах. Этот материал преподаватель может применять для улучшения грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля за усвоением программы курса.
В пособии использованы адаптированные художественные тексты Н. Сладкова, В. Бианки, JL Воронковой, Ю. Коваля, Г. Ко-ролькова, В. Пескова, М. Пришвина, JI. Толстого, И. Аксёнова, В. Чаплиной, К. Паустовского, А. Седугина, Э. Шима, И. Соко-лова-Микитова, Н. Надеждиной, Б. Александрова, Г. Скребиц-кого, Е. Чарушина, В. Бочарникова, В. Осеевой, В. Костылева, Б. Житкова, М. Аджиева и др.

Формат: pdf

Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ.

Составить продолжение текста-повествования А. Рубинова.
Жили дед и бабушка. У них было три внука и одна внучка. Внуков звали Андрюша, Митя и Толя. Дом у стариков был старый. Однажды сломалась ступенька. Дедушка хотел чинить крыльцо. А бабушка сказала, что чинить не нужно. Кто же починит крыльцо? …
Комментированное письмо
1. Записать, объяснить знаки препинания в предложениях, определить тип предложений по цели высказывания и по интонации.
1) Поделитесь с птицами едой! Накрошите хлеба им на блюдце (М. Глазков). 2) Под ногами в листопад листья желтые летят (В. Голяховский). 3) Не троньте майского жучка. За что его губить? (Д. Минаев). 4) Звенит по камушкам ручей (С. Дрожжин). 5) Что случилось? Что за крик? (С. Михалков). 6) Ласково мерцали звезды с вышины (А. Плещеев). 7) Как прохладно в чаще еловой! (Е. Благинина). 8) А у меня в кармане гвоздь. А у вас? (С. Михалков). 9) Хорошо на московском просторе! Светят звезды Кремля в синеве (В. Гусев). 10) Какой колокольчик не звенит? (Загадка).
2. Записать, объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями, подчеркнуть обращения, определить тип предложения по цели высказывания и по интонации.
1) Домой, ребятишки! Обедать пора (Н. Некрасов). 2) Уходи, зима седая! (А. Майков). 3) Не гуди над ухом, муха (В. Степанов). 4) Ты откуда, облако? (В. Степанов).
5) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. Пушкин).
6) Спи, мышонок, замолчи! (С. Маршак). 7) Лена, дай мне одну краску… пожалуйста (В. Осеева).
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Комментированные (предупредительные, объяснительные) диктанты1
Варианты заданий: 1) объяснить правописание слов и знаки препинания в предложениях; 2) подчеркнуть однородные члены предложения.
I. Загадки. 1) Под соснами, под елками бежит мешок с иголками. (Еж.) 2) Собака не лает, а в дом не пускает. (Замок.) 3) На поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес.) 4) Через поля, через луга встает нарядная дуга. (Радуга.) 5) Серебряный конь по всему морю пробежал, а ног не замочил. (Месяц, луна.) 6) Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.) 7) Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь).
II. 1) Стояла береза, встречала рассвет, качала ветвями (А. Шлыгин). 2) Поспели ягоды белой, красной и черной смородины (Н. Плавильщиков). 3) Села пташка на окошко, замурлыкала во сне (А. Введенский). 4) Дождик, ветер, снегопад с неба кубарем летят (В. Степанов). 5) Мороз и метели под февраль полетели (Поел.).
III. 1) Тетерева на березах сидят, в воду глядят (Э. Шим). 2) Лес зазвенел, застонал, затрещал (Н. Некрасов). 3) Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку
СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Орфографические минутки
1. Заменить определение термином и записать только слова-термины.
1) Разговор между двумя людьми. (Диалог,) 2) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка.)
3) Слова, противоположные по значению. (Антонимы.)
4) Грубый, невоспитанный человек. (Невежа.) 5) Легкие морозы осенью или весной. (Заморозки.) 6) Плод яблони. (Яблоко.)
2. Распределить слова по группам, подчеркнуть лишнее слово в каждой группе.
1) Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор. 2) Суффикс, подлежащее, окончание, приставка. 3) Гитара, скрипка, музыка, балалайка. 4) Молоток, чайник, топор, клещи, лопата. 5) Желтый, золотой, лимонный, янтарный, горький.
3. Записать слова, заменяя диктуемое слово синонимом.
Алфавит (азбука), багряный, изумрудный, прохладный,
неправда, гневный, опрятный, скоро, узор, небесный, доктор, стужа, жара, прощай, афиша.
4. Записать слова, заменяя каждое диктуемое слово антонимом.
Болезнь (здоровье), старость, холод, высокий, горький, весной, сегодня, утро, храбрость, провожать, прежде, правда, быль, горе, до свидания.
5. Записать, подчеркнуть устаревшие слова.
Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.
6. Записать, распределяя слова по степени возрастания признака.
1) Кричать, говорить, шептать. 2) Влажный, мокрый, сырой. 3) Метель, вьюга, пурга, буран. 4) Холодный, прохладный, ледяной.
7. Подчеркнуть в предложениях омонимы.
1) Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке (А. Шибаев). 2) Ходят белые барашки по горам, словно пенные барашки по волнам (Л. Яхнин). 3) Смотрит зайка косой, как девчонка с косой за речною косой травы косит косой (М. Митрейкин).
8. Записать только устойчивые словосочетания (фразеологизмы).
Ходить на лыжах, ходить на цыпочках, идти куда глаза глядят, идти по дороге, детская энциклопедия, ходячая энциклопедия.
9. Составить из каждой группы слов предложение. Записать.
1) После, наступила, знойного, теплых, дней, лета, золотая, осень. 2) Опушкам, по, грибы, лесов, красноголовые, растут, подосиновики, розовые, скользкие, грузди, сыроежки. 3) На, пнях, старых, жмутся, тонконогие, друг, к, дружке, опенки. 4) В, моховых, ожерельем, болотах, по, рассыпана, румяная, кочкам, клюква. 5) На, полянах, освещенных, лесных, гроздья, краснеют, рябины, солнцем.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Орфографические минутки
1. Объяснить правописание гласных и согласных в значимых частях слов, определить склонение имен существительных.
Библиотека, счастье, костюм, окрестность, тростник, опасность, вокзал, сирень, кровать, чувство, металл, директор, пассажир, овца, хозяйство, молоко, морковь, шофер, аллея, богатство;
ночь, плащ, мелочь, иней, пейзаж, свирель, рояль, метель, корабль, жадность, скромность, глушь, ключ, прорубь, площадь, ветвь, декабрь, гость, голубь, сельдь, июнь, врач, помощь, хозяйство;
солнце, петушок, сторона, огуречик, орешек, зайчонок, праздник, ружье, подъем, ежонок, звездочка, тетрадь, Иванушка, шоссе, съезд, поездка, ельник, гвоздик, березонька, мышь, коллектив, белье, молодежь, лестница.
2. Объяснить правописание гласных и согласных в корне слов, определить падежи имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
Портрет художника, решить без директора, идти на восток, урожай овса, очистки от картофеля, написать адрес, заплатить за билет, написать в газету, посмотреть в календаре, плавать на корабле, рисунок карандашом, свитер отца, расстояние до Луны;
путешествие на север, линия горизонта, совет агронома, запасы железа, беседа с отцом, отнести в библиотеку, костюм для мальчика, дым над костром, сеять пшеницу, выйти из трамвая, обедать без аппетита, приплыть к берегу, въехать в квартиру, вырос под сосной, жил в Москве.
Работа над словосочетанием, предложением и текстом
1. Образовать от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные и записать их в начальной форме.
Счастье (счастливый), класс, звезда, дождь, осень, лимон, ярость, воробей, местность, опасность, радость, вкус, малина, земляника.
2. Подобрать к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, записать составленные словосочетания, указать род имен прилагательных.
(Широкая) дорога, тополь, сирень, мышь, облако, картофель, растение, животное, ночь, фамилия, картина, обед, салют.
3. Подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное любого рода, записать составленные словосочетания.
Болотистый (край), болотное, водный, водяной, злой, злостный, рыбный, рыбий, соседний, соседский, кожаный, кожная, высокий, высотное, конный, конский.
4. Подобрать к каждому имени прилагательному синоним или синонимы.
Ароматный (душистый), быстрый, голубой, красивый, дивный, звонкий, красный, прозрачный, сердитый, старательный, сказочный, сильный.
5. Составить и записать предложение, употребив любое имя существительное и имя прилагательное в указанном падеже.
Пушистый снег (Т. п.), чужой город (П. п.), грустный взгляд (Т. п.), праздничный концерт (П. п.), поздний вечер (Р. п.), доброе здоровье (Р. п.), душистая черемуха (Д. п.)
6. Подобрать к имени прилагательному в каждом словосочетании антоним, записать составленное словосочетание, объяснить написание безударных падежных окончаний.
К ближней роще — к дальней роще, у большого дома, по широкой реке, ранней осенью, с веселым настроением, на жестком диване.
7. Вставить в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.
Работа над словосочетанием, предложением и текстом
1. Заменить в словосочетаниях местоимения 1-го лица местоимениями 2-го лица в той же падежной форме.
Спросить у меня (у тебя), приготовить для меня, прийти ко мне, увидел меня, встретился со мной, беспокоился обо мне.
2. Заменить в словосочетаниях имена существительные местоимениями в той же падежной форме.
Спросить у сестры, у товарища (у нее, у него); грустить о матери, о брате; встретить друга, сестру; подарить учителю, подруге; заботиться об отце, о бабушке; летать на самолете; бежать по улице; верить врачу, людям; дружить с ребятами; служить Родине.
3. Составить и записать предложения с любым из данных местоимений (с ним, о нем, его) так, чтобы было понятно, на кого они указывают.
4. Поставить местоимения в нужной падежной форме. Записать.
1) Павлик взял краску, подержал (она) в руках, походил с (она) по комнате и отдал сестре. (Он) не нужна была краска. (Он) думал теперь о волшебном слове.
(В. Осеева)
2) Родился ландыш в майский день, и лес (он) хранит. (Я) кажется, (он) задень — (он) тихо зазвенит.
(Е. Серова)
5. Заменить выделенные имена существительные, где возможно, местоимениями.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса из курятника кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. Ходит лиса тихонечко по полю, по лесу и прислушивается. У лисы чуткий слух. Только пискнет где-нибудь мышонок, лиса уже тут как тут.
(Г. Скребицкий)
6. Вставить подходящие по смыслу местоимения в предложения.
Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. _ тоже заметил _, свернулся и застукал:
тук-тук-тук. Я прикоснулся к _ кончиком сапога —_
страшно фыркнул и поддал своими колючками в сапог.
(М. Пришвин)
Работа над словом, предложением и текстом
1. Записать нераспространенные предложения, ставя глаголы в нужную форму.
Тополь (зацвести). Картофель (подрумяниться). Такси (подъехать). Мышь (пробежать). Спектакль (начаться).
2. Подобрать пары синонимов. Записать. Составить с каждым глаголом любой пары предложение.
1) Бранить, бросать, звенеть.
2) Вернуться, светить, размышлять.
3) Вдеть, аплодировать, барабанить.
1) Бренчать, ругать, кидать.
2) Думать, сиять, возвратиться.
3) Стучать, продеть, хлопать.
1. Подобрать к каждому слову антонимы. Записать.
Впереди (сзади, позади), вчера, здесь, восток, сегодня,
вправо, герой, медленно, налево, оборона, назад, наверху, север, гореть, вправо, спереди, сверху, слева.
2. Подобрать к каждому слову синонимы. Записать.
Дорога (путь), желтый, мороз, рисунок, голубой, родина,
отец, сверкать, солдат, месяц, сейчас, до свидания.
3. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные к данным словам. Записать.
(Румяное) яблоко, орех, сахар, мышь, портрет, облака, картофель, помидор, сирень, иней, завтрак, метро, пальто, автомобиль, кофе, радио, поэт, фамилия, морковь.
4. Образовать от данных слов однокоренные имена существительные. Записать.
Орех (орешек), черный, пальто, библиотека, горох, желать, комбайн, трактор, костюм, медведь, воробей, желтый, платок, осина, билет, огурец, яблоня, карандаш, молоток, молодежь.
5. Поставить глаголы во 2-м лице настоящего или будущего времени. Записать.
Сверкнуть (сверкнешь), желать, поймать, потянуть, охранять, объявить, помогать, скрипнуть, сторожить, обидеть, гнать, подышать, посмотреть, увидеть, таять, осветить, освещать, бродить, белеть, рисовать, зависеть, вытащить, услышать, потерпеть, любить, вертеть, кружить, позвонить.
Русский язык
СБОРНИК ДИКТАНТОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 1—4 КЛАССЫ
Пособие для учителей общеобразовательных организаций
Центр развития начального образования

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов