Русский язык. 1-2 классы. Сборник диктантов и творческих работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Цель пособия — дать практический материал по всем основным разделам программы «Русский язык» для 1—2 классов начальной школы.
Проверочные работы по русскому языку можно применять для оценки достижения намечаемых результатов обучения русскому языку (определения уровня усвоения опорной системы знаний и уровня овладения учебными действиями с языковым материалом) при текущей проверке обученности школьников и в качестве итогового контроля.
Большая часть текстов адаптированы — это отрывки из классических произведений русских писателей, произведений устного народного творчества, справочной литературы.
В книге учтены задания на ранее изученные темы, что гарантирует необходимую повторяемость пройденного материала и приведение в систему знаний, умений и навыков по языку.

Формат: pdf

Русский язык. 1-2 классы. Сборник диктантов и творческих работ.

Орфографичесние минутки. Их цель — способствовать систематическому совершенствованию орфографических умений, которыми овладевают младшие школьники. Орфографические минутки могут быть предложены в разных формах: как слуховой диктант без записи в тетрадь (дети орфографически проговаривают слова, словосочетания, предложения и объясняют устно их написание), как зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный, выборочный диктант, как диктант с пропуском орфограмм и др. Орфографические минутки могут сопровождаться грамматическими заданиями теоретического плана в зависимости от той темы, которая является предметом изучения (разделить слова на слоги, обозначить ударение, подчеркнуть буквы, которыми обозначены безударные гласные звуки, определить род имени существительного и др.).
Диктанты. Представленные виды диктантов (как и орфографические минутки) относятся к проверочным работам содержательной линии «Орфография и пунктуация»; они разнообразны: предупредительный, объяснительный, комментированный, зрительный, распределительный, выборочный, восстановленный, творческий, свободный. Все виды диктантов проводятся с целью закрепления формируемых орфографических навыков и повторения изученного. Напомним методику проведения некоторых видов диктантов.
Предупредительный диктант. Учитель читает предложение (или предложения), учащиеся находят в словах орфограммы, обосновывают их написание, затем предложение записывается под диктовку. Перед записью ученики могут задать учителю любой вопрос относительно написания трудного для них слова в предложении, в процессе коллективного обсуждения выясняется правописание этого слова. Данный вид диктанта желательно использовать на начальном этапе закрепления написания слов по изученному правилу.
Зрительный диктант. Текст, подлежащий написанию, представляется ученикам зрительно. Ученики читают текст, проводят под руководством учителя его лексико-орфографический разбор. Затем текст закрывается, ученики записывают его под диктовку учителя. После записи учащиеся сами проверяют написанное.
Письмо по памяти. Текст, подлежащий написанию, предъявляется ученикам зрительно. Ученики читают текст (стихотворный или прозаический), проводят под руководством учителя лексико-орфографический и синтаксический разбор, заучивают текст. Далее текст записывается по памяти, после записи дети проверяют написанное (сличают записанный текст с образцом).
Комментированное письмо. Ученик орфографически проговаривает подлежащее написанию слово (каждое слово в предложении) и, записывая слово, кратко обосновывает его написание. Процесс письма и обоснование написания слова максимально приближены друг к другу.
Объяснительный диктант. Текст записывается учениками без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов с изученными орфограммами проводится после записи. Однако перед записью возможно повторение правил, применение которых необходимо при написании встретившихся в тексте слов.
Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно усвоили написание тех или иных орфограмм и могут самостоятельно обосновывать их написание в практике письма.
Распределительный диктант. Слова (словосочетания), прежде чем их записать, необходимо подвергнуть классификации, а затем распределить в два или три столбика. Образец записи даётся на доске. Например: в первый столбик записать слова с разделительным мягким знаком (ь), во второй — с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Выборочный диктант. Из текста учащиеся выписывают слова с определённой орфограммой (например, слова с безударным гласным звуком в корне) или слова определённой грамматической категории (например, глаголы в форме прошедшего времени). Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся выполняют работу самостоятельно.
Восстановленный диктант. Вначале проводится выборочный диктант (например, учитель читает текст, из которого дети выписывают только глаголы). Выписанные слова становятся опорными, по ним ученики восстанавливают содержание прочитанного учителем текста и записывают этот текст так, как его запомнили.
Творческий диктант. Данный вид диктанта требует переконструирования текста:
• диктант со вставкой слов (дополнить словосочетание подходящим по смыслу словом);
• диктант с изменением слов (заменить выделенные слова антонимами, заменить выделенную форму глагола глаголом другой временной формы и др.);
• диктант со вставкой предложений (например, дополнить предыдущий текст описанием внешнего вида лисицы, если в тексте говорится об этом животном) и др.
Графический диктант. Учащиеся заменяют слово (предложение) его моделью. Например, слово котята: слого-ударная модель этого слова будет выглядеть так:
Свободный диктант. В данном виде диктанта предоставляется право свободно выбирать слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Сначала текст читается целиком, проводится беседа по содержанию. Затем текст читается по логически законченным частям, ученики записывают содержание каждой части так, как запомнили. Если текст небольшой, то ученики записывают его сразу после повторного чтения. Этот вид диктанта способствует как совершенствованию навыков грамотного письма, так и развитию письменной речи.
Лексические задания
1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.
«Школьные принадлежности», «Деревья», «Насекомые», «Цветы», «Времена года», «Месяцы», «Явления природы», «Одежда», «Посуда», «Звери», «Домашние животные», «Мебель».
2. Найти лишнее слово в каждой группе.
Тополь, ель, роза, сосна.
Опята, оса, груздь, сыроежка.
Журавль, жук, соловей, жаворонок.
1 Задания могут предлагаться при изучении всех разделов курса «Русский язык».
1. Прочитать. Разделить слова вертикальной чертой на слоги.
Ученик, учительница, ученица. Скамейка, мыльница, учитель. Красивая рыжая лисица выбежала на полянку.
2. Отметить ряд, в котором во всех словах одинаковое количество слогов.
Шофёр, свёкла, улитка. П Имя, аист, урок.
6. Составить звуковую модель любого из данных слов (модель составляется по аналогии с той, что есть в «Азбуке» В. Г. Горецкого)1.
Оса, гусь, баня, ключ, паук.
Буквенные диктанты
2. Записать буквы, которыми надо обозначить первый звук в каждом услышанном слове.
Москва, метро, коньки, Коля.
Нина, нора, юбка, Юля.
Денис, журавль, ёжик, Марина.
Выборочные диктанты
Выписать слова, в которых мягкость согласного звука нужно обозначить мягким знаком (ь).
I. 1) Рысь — лесной зверь. 2) Сталевар варит сталь. 3) Под дубом тень. 4) Карась и линь — рыбы.
II. 1) Самый короткий день в декабре. 2) У дома росла ель. 3) Журавль и цапля — птицы. 4) Учитель вошёл в класс.
III. 1) Как хорошо уметь читать! 2) В рюкзаке лежали тетрадь и пенал. 3) Букварь — первая книга для чтения. 4) У стрекозы шесть лап.
IV. 1) Стоят тёплые деньки. 2) Ольга и Кузьма — школьники. 3) Коле подарили новые коньки. 4) Таня надела пальто. 5) Мальчики играют в хоккей, б) Мама получила письмо от бабушки.
Задания творческого характера
1. Списать текст. Поставить точки в конце предложений. Первое слово в предложениях написать с заглавной буквы.
В мае все хотят петь совы бубнят шмель гудит басом аист клювом трещит
(По И. Сладкову)
2. Написать предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
Ну и ворона! Схватила его и полетела к луже. Нашла ворона сухарь. Стала она макать сухарь в воду и клевать.
(По Г. Снегирёву)
Аналитико-конструктивные задания
1. Определить, какая запись является текстом.
О В июле поспевает черника. Она растёт в хвойных лесах. Ягоды черники чёрные, а внутри — пурпуровые.
0 В хвойном лесу поспела черника. Сентябрь — первый месяц осени. Птицы клюют ягоды рябины.
2. Прочитать. Найти и вычеркнуть лишнее предложение.
Зайчик
Голодно зайке зимой. Скачет он по лесной опушке да грызёт кору осины. Рябчики ночуют под снегом. Горькая кора, а зайке нравится.
3. Расположить предложения так, чтобы получился текст. Подобрать к нему заголовок.
1 I Муравей нашёл зерно.
О Муравей позвал товарищей.
О Оно было тяжёлое.
О Дружно тащат муравьи зерно домой.
4. Прочитать. Составить и написать ответ на вопрос.
Куличок ударил клювом по скорлупе и вышел из яйца. Солнце стояло высоко. Оно согрело малыша. Птенец быстро обсох, распушился и стал похож на одуванчик.
(По В. Бахревскому)
Занимательные задания
1. Подчеркнуть в каждой строчке ту запись, которая не является словом.
Парта, сотл, лампа. Белка, волк, трок.
2. Составить несколько слов из букв любого слова (на выбор).
Сказочник, носорог, Снегурочка.
3. Расшифровать загадку. Записать загадку и отгадку.
белаяморковказимойрастёт (Сосулька.)
Письмо по памяти
1) Закружила осень в лесу рыжие метели.
2) Осень красна хлебом, а зима — снегем.
6. Найти в предложениях однокоренные слова и выделить в них корень.
1) Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже. 2) За мамой слонихой топал слонёнок, за мамой лисицей крался лисёнок. 3) Под берёзой вырос подберёзовик, а под осиной — подосиновик. 4) В высокой траве, на тонкой травинке сидел кузнечик. 5) Снежинки родились в снежных облаках.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов