ОБЖ. 8 класс. Фролов М.П. и др, ред. Воробьев Ю.Л.

Учебное пособие ОБЖ для 8 класса создан на основе ФГОС.
8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В книге рассматриваются причины возникновения техногенных аварий и катастроф, взрывов, пожаров, химических и радиоактивных загрязнений, их последствия для человека, окружающей среды, а также меры защиты.
Информационная насыщенность учебника, большой объем методических материалов и советов позволяют использовать его в старших классах общеобразовательных школ, в профессиональных и специальных учебных заведениях.

ОБЖ. 8 класс. Фролов М.П. и др, ред. Воробьев Ю.Л.   Формат: pdf

ОБЖ. 8 класс.

Во введении вы познакомились:
— с противоречиями между человеком и природой, возникшими в результате развития техносферы;
— главными факторами, увеличивающими число техногенных аварий и катастроф не только в России, но и во всем мире;
— необходимостью разработки новой стратегии социально-экономического развития общества на основе экологической политики.
Используя свой жизненный опыт и знания, полученные при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», ответьте на следующие вопросы:
1. Что является основным источником опасности для всего живого на Земле?
2. Что такое техносфера? Как она возникла и каковы ее основные признаки?
3. В чем одно из опасных противоречий между природной и антропогенной технической деятельностью человека?
4. Какие меры и средства нужны в государстве и на отдельном объекте для защиты человека и окружающей среды от опасностей и негативных последствий бурного развития техносферы?
5. Какие нормативные правовые акты входят в защиту нашей жизнедеятельности от опасностей техногенного характера?
Рекомендуем в конце года, после глубокого изучения причин и последствий техногенных аварий и катастроф, вернуться к этим вопросам и дать на них развернутые и более обоснованные ответы.
Главная задача данного курса и учебника не только помочь каждому ознакомиться с рекомендациями по действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, но и понять свою ответственность за сохранение условий жизни на нашей планете.
Существует также понятие ыобальная, или трансграничная, чрезвычайная ситуация, при которой поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы государства либо ЧС, произошедшая за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.
Какие же аварии и катастрофы происходят на территории нашей страны и в других странах мира?
Специалисты разделяют их на 10 типов по характеру объекта и природы происхождения:
□ транспортные аварии и катастрофы;
□ пожары, взрывы, угрозы взрывов;
□ аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
□ аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
□ аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
□ внезапное обрушение зданий, сооружений;
□ аварии в электроэнергетических системах;
□ аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
□ аварии на очистных сооружениях;
□ гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).
1.3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания (развития) под воздействием неблагоприятных социальных, технических или природных факторов.
Начинается все, как правило, с мелких нарушений и неисправностей. Мелкие нарушения производственной дисциплины и техники безопасности могут привести к происшествиям, происшествия — к повреждениям, а последние — к авариям, катастрофам и ЧС.
Это только непосвященным людям кажется, что аварии (катастрофы) и ЧС возникают неожиданно, непредсказуемо.
Изучение аварий показывает, что основными причинами возникновения опасных ситуаций в промышленности и на транспорте являются:
□ нарушения трудовой и технологической дисциплины на производстве;
□ грубые нарушения требований нормативов и предписаний по безопасности;
□ утеря или ослабление управления безопасностью на объекте;
□ износ технологического оборудования, основных фондов;
□ ослабление авторского надзора проектных организаций, свертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию систем предупреждения и ликвидации аварий;
□ снижение ответственности на всех уровнях управления;
□ недостатки материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоава-рийной защиты;
□ сокращение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;
Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:
□ быстрым повышением температуры;
□ задымлением помещений;
□ распространением огня открытым путем;
□ потерей конструкциями несущей способности.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные способы прекращения горения, применяемые при тушении пожара:
а) в населенном пункте одноэтажной застройки,
б) в высотном здании,
в) на нефтяном, газовом месторождении.
2. Какие негативные факторы способствовали трагическим последствиям пожара в здании ГУВД г. Самары?
3. О чем свидетельствует резкое падение высоты пламени из оконных проемов при пожаре?
4. Заполните пустые блоки схемы:
5. Разделите перечисленные строительные материалы по группам их возгорания (горючие, трудногорючие, негорючие): древесно-волок-нистые плиты, битум, мрамор, пластмасса, металл, древесина, кирпич, древесно-стружечные плиты, бетон, целлюлоза, рубероид, гипс.
2.2. ВЗРЫВЫ
Взрыв — это реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеяния.
Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие предметы. В твердой среде взрыв сопровождается ее разрушением и дроблением, в воздушной или водной — вызывает образование воздушной или гидравлической ударных волн, которые и оказывают разрушающее воздействие на помещенные в них объекты.
ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
□ Припаркованные около домов автомашины, не знакомые жильцам (бесхозные),
□ Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты, скотча на машине или каком-либо хозяйственном предмете (сумке, чемодане, коробке и т.д.).
□ Необычное размещение обнаруженного бытового бесхозного предмета.
□ Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.
□ Присутствие шума внутри обнаруженного предмета (тикание часов, щелчки или какие-либо другие звуки).
□ Присутствие в найденном предмете источников питания (батарейки).
□ Растяжки из проволоки, шпагата, веревки.
□ Специфический, не свойственный конкретной местности, запах.
ВОЗМОЖНЫЕ МЕСТА УСТАНОВКИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
□ Подземные переходы (тоннели)
□ Вокзалы
□ Рынки
□ Стадионы
□ Дискотеки
□ Магазины
□ Транспортные средства
□ Объекты жизнеобеспечения (электростанции, газоперекачивающие и распределительные станции…)
□ Учебные заведения
□ Больницы, поликлиники
□ Подвалы, чердаки и лестничные клетки жилых зданий
□ Контейнеры для мусора, урны
Помните! Обезвреживание взрывоопасного предмета производится только специалистами МВД, ФСБ и МЧС России.
АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
3.1. ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ОБЪЕКТЫ
В настоящее время в России производится и используется около 70 тыс. химических соединений, из которых 3,5 тыс. — наиболее широко.
Развитие промышленности обусловило широкое применение химически опасных веществ. Такие вещества могут быть исходным сырьем, промежуточными и побочными продуктами, готовой продукцией, а также растворителями и средствами переработки. Работа с ними ведется в закрытых емкостях с соблюдением особых мер предосторожности.
Под аварийно химически опасными веществами (АХОВ) понимают химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражения людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.
Вопросы и задания
1. Какие химические вещества относятся к АХОВ?
2. Приведите примеры использования АХОВ в различных отраслях
экономики.
3. Выясните возможные источники химического заражения в вашем
городе (поселке), районе.
4. По размеру санитарно-защитной зоны определите, к какому классу опасности относятся эти объекты.
Инверсия — это повышение температуры воздуха по мере увеличения высоты. Толщина приземных инверсий составляет десятки, сотни метров. Этот слой является задерживающим слоем в атмосфере, и под ним накапливается водяной пар, пыль, что способствует образованию дыма и тумана. Инверсия создает наиболее благоприятные условия для распространения опасных концентраций АХОВ.
Изотермия характеризуется равновесием воздуха и типична для пасмурной погоды. Она также возникает в утренние и вечерние часы. Изотермия, как и инверсия, способствует застою паров АХОВ в приземном слое.
Конвекция характеризуется вертикальным перемещением воздуха с одних высот на другие. Такие перемещения воздуха приводят к рассеиванию зараженного облака, снижают концентрацию АХОВ и препятствуют их распространению. Наиболее часто подобное; явление наблюдается в летние ясные дни.
Если рассмотреть в качестве примера аварию с разрушением 100-тонной емкости с АХОВ при скорости ветра 2 м/с, то:
□ в случае инверсии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 4 км, хлора — до 20 км;
□ в случае изотермии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 1,3 км, хлора — до 4 км;
□ в случае конвекции опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 0,5 км, хлора — до 2 км.
К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция роста количества аварийных выбросов АХОВ на химически опасных объектах.
Отличительной особенностью аварий на ХОО является то, что при высоких концентрациях АХОВ поражение людей происходит в короткие сроки. Вот почему так важны предварительная подготовка и самих опасных производств, и специальных структур, организующих спасательные работы, и населения, проживающего в опасных зонах.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов