ОБЖ. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений.
В книге использованы фотоматериалы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, фотохроники ИТАР-ТАСС, РИА «Новости». Книга охватывает обязательный минимум учебного материала по курсу: «ОБЖ». В нем изложены важнейшие правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а также правила оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.

ОБЖ. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

ОБЖ. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Дорогие друзья! В этом году вы продолжите изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и более детально изучите различные опасные и чрезвычайные ситуации природного характера, вопросы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Человечество на всём протяжении своей истории постоянно подвергалось и подвергается воздействию различных опасных природных явлений. Опасные природные явления приводили и приводят к нарушению нормальных условий существования человека, создают чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей.
Для защиты от воздействия опасных природных явлений человек создал искусственную среду обитания и постоянно её совершенствует, пытаясь стать менее зависимым от воздействия различных природных явлений.
Однако, несмотря на все достижения в этой области (строительство городов, благоустроенного жилища, различных защитных сооружений и т. д.), уязвимость человеческого общества при различных природных явлениях не снижается, а, по мнению учёных, в последнее время даже возрастает.
По данным МЧС России (МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), на территории Российской Федерации можно наблюдать более 30 видов опасных природных явлений. За год в нашей стране возникает 350—400 опасных событий природного характера.
Природа и люди тесно связаны между собой. Чтобы обеспечить гармоничное существование человека в природных условиях, необходимо хорошо знать законы природы и причины возникновения различных природных явлений, их последствия и влияние на человека, научиться распознавать эти явления и обеспечивать свою безопасность.
Этим вопросам и посвящён данный учебник. Первый и второй разделы познакомят вас с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Вы узнаете о причинах, приводящих к чрезвычайным ситуациям природного характера, о возможных последствиях их для человека. Мы расскажем вам об основных мероприятиях, проводимых в нашей стране по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, и познакомим с конкретными рекомендациями специалистов в области безопасности по поведению в различных ситуациях для обеспечения личной безопасности.
Материалы третьего раздела посвящены духовно-нравственным основам противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Изучая четвёртый и пятый разделы, вы продолжите знакомство с основами здорового образа жизни и правилами оказания первой помощи.
Желаем вам успехов в расширении знаний об окружающем мире, о себе и в воспитании у себя необходимых для жизни духовных и физических качеств!
Различные природные явления
Из курса географии вам известно, что Земля — это небольшое космическое тело, часть Солнечной системы. Земля состоит из нескольких оболочек, или сфер. В центре Земли находится ядро, которое окружено мантией. Верхняя, твёрдая оболочка Земли называется земной корой. Земная кора и верхняя часть мантии составляют оболочку Земли, которая называется литосферой.
Самая верхняя, газовая оболочка нашей планеты называется атмосферой. Атмосфера — это самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка, она находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками Земли.
Глава 1
Встреча нашей планеты с большими небесными телами представляет серьёзную угрозу для всей биосферы.
Мир окружающей нас природной среды постоянно изменяется, в нём идут процессы обмена веществ и энергии, и всё это, вместе взятое, порождает различные природные явления. В зависимости от интенсивности проявления и мощности происходящих процессов эти природные явления могут создать угрозу для жизнедеятельности человека и обстановку чрезвычайной ситуации природного характера.
проверьте себя о
1. Назовите основные группы опасных природных явлений.
2. Перечислите основные природные явления геологического характера и объясните причины их возникновения.
3. Какие основные природные явления метеорологического и гидрологического характера вы знаете? Укажите их взаимозависимость.
4. Расскажите об опасных природных явлениях биологического характера. Назовите причины их появления.
Стихия — явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.
Стихийные бедствия — это катастрофические природные явления и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую природу, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся: наводнения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, лесные, степные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых-вредителей, грызунов и др.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)1 характеризует стихийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих гуманитарной помощи извне.
Глава 1
Биолого-социальные чрезвычайные ситуации подразделяются в зависимости от объектов и среды распространения инфекционных болезней.
Биолого-социальные чрезвычайные ситуации: ш инфекционная заболеваемость людей;
инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных;
поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.
проверьте себя
1. Какие примеры стихийных бедствий геологического, метеорологического и гидрологического характера вы можете назвать?
2. Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы вовремя смогли предупредить опасную ситуацию?
3. К какому виду стихийных бедствий вы отнесёте:
— грозу;
— наводнение;
— землетрясение;
— пожар;
— нашествие саранчи;
— эпидемию свиного гриппа?
Запишите в дневник безопасности определения опасной и чрезвычайной ситуаций. Определите их сходство и различие. Подберите примеры опасных и чрезвычайных ситуаций из публикаций в газетах и журналах.
проверьте себя
1. Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?
2. Как измеряется интенсивность землетрясения?
3. Что такое магнитуда землетрясения и что она характеризует?
после уроков
б
1. В дневник безопасности запишите районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
2. С помощью Интернета и библиотеки найдите примеры крупных землетрясений начала XXI в. Поместите их описание в дневник безопасности в виде таблицы: в левой колонке место и время землетрясения, количество баллов по шкале Меркалли, в правой — ущерб для населения и экологии.
1. Какие мероприятия включает в себя организация защиты населения от последствий землетрясений?
2. Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов землетрясений?
3. Какие существуют прогнозы для определения времени возможного землетрясения?
4. Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения?
Узнаем и некоторые полезные рекомендации специалиста по безопасности Я. Е. Палкевича’, изложенные им в книге «Выживание в городе». Перед землетрясением надо:
прикрепить мебель к стенам;
взять на заметку места, где может возникнуть пожар, и держать от них подальше горючие вещества;
проверить готовность огнетушителей, научиться ими пользоваться;
запасы еды и питьевой воды держать наготове.
Я. Е. Палкевич (р. 1942) — польский путешественник и журналист. В 1982 г. основал «Школу выживания» (в Италии). Автор книг по проблемам выживания в различных чрезвычайных ситуациях.
При подготовке к землетрясению:
1 — достают список важных телефонов;
2 — документы перекладывают в доступное место;
3 — держат наготове электрический фонарик, спички, аптечку, запасную одежду и обувь, делают запасы воды и продуктов, отодвигают кровати от окон и стен, закрывают шкафы и полки;
4 — снимают тяжёлые вещи с антресолей
Как вести себя во время землетрясения
Для того чтобы правильно вести себя во время землетрясения, необходимо помнить, что поражающее воздействие его на людей, разрушение жилых зданий и различных сооружений происходят в очень короткие сроки (десятки секунд). При этом очень редко причиной человеческих жертв бывает непосредственное колебание поверхности Земли. Большинство жертв бывает в результате падения различных предметов, стёкол, камней, обрушения стен и т. д., когда сильные колебания сотрясают и разрушают здания и сооружения.
Ликвидация пожара после землетрясения
1. Как вы поступите, когда неожиданно началось землетрясение, если бы вы ехали в транспорте (трамвае, автобусе)?
2. Почему при землетрясении, если вы находитесь в здании и есть опасность разрушения потолка, лучше всего спрятаться под стол?
после уроков
Внимательно изучите общие рекомендации специалистов МЧС России и других специалистов в области безопасности жизнедеятельности и в дневнике безопасности составьте план своих действий с учётом местных условий и ваших возможностей.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов