ОБЖ. 10 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс : пособие для общеобразовательных организаций : базовый и профильный уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников — (Академический школьный учебник).
В книге использованы фотоматериалы фотохроники ИТАР-ТАСС, агентства «Военинформ» Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Смирнов А. Т.
На страницах книги вы также познакомитесь с основными положениями федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности и обороны государства. Особое внимание в книге уделено истории создания Российской армии, её организационной структуре, видам и родам войск, подробно освещены роль и место современных Вооружённых Сил России в системе национальной безопасности страны.

Формат: pdf

ОБЖ. 10 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Вопросы
1. При каких обстоятельствах человек может оказаться в условиях вынужденной автономии в природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры автономного существования в природной среде.
2. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную автономию в природной среде?
3. Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде: отправиться немедленно в путь навстречу помощи или ожидать её на месте? Обоснуйте свой ответ с учётом специфики природной среды вашего региона.
4. Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования? Какой режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?
Задания
1. Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал, сделайте выводы, ответив на вопросы:
а Какие качества помогают человеку преодолевать трудности? Как можно развить в себе эти качества?
Сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
Азимут- это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0 до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север — юг), азимут называется магнитным (рис. 2).
С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, магнитный меридиан и истинный имеют склонение 2-3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет.
При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).
Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:
1) выити в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;
2) с помощью компаса определить магнитный азимут движения; для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчёт, равный значению заданного (определённого по карте) магнитного азимута; затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы; не меняя положения компаса, заметить на местности по_линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удалённый предмет. Направление на него будет направлением, соответствующим заданному азимуту.
Вопросы
1. Почему безопасность является главной задачей при подготовке к походу?
2. Почему при выборе маршрута движения с учётом местности его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие дрова лучше всего подходят для растопки костра? Обоснуйте свой ответ.
PJ Задания
1. Подготовьте сообщение на тему «Перечень личного снаряжения для однодневного турпохода в зависимости от времени года (весна, осень)».
2. Вспомните названия и характерные признаки ядовитых грибов, которые вы изучали в б классе.
3. Подготовьте сообщение на тему «Лекарственные и съедобные растения, произрастающие в нашем регионе».
4. Вспомните международные сигналы бедствия, которые нужно использовать, если вы заблудились в лесу (тайге).
5. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались одни в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
Основные требования к техническому состоянию велосипеда
Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок). При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонарём (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.
Выводы
1) Соблюдать Правила дорожнсго движения в условиях всё возрастающего потока автомобилей но дорогах стало намного сложнее, чем раньше. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и самодисциплины, общей культуры в области безопасности.
2) Каждый из нас независимо от социального положения и возраста может оказаться на дороге в качестве пешехода или пассажира маршрутного транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси).
3) Важно соблюдать меры безопасности во всех видах пассажирского транспорта.
4) Качества, присущие надёжному водителю, должны формиро-S ваться с детства.
Вопросы
1. Почему, на ваш взгляд, в 2007 г. согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного движения?
2. Почему любое транспортное средство является источником опасности?
3. В чём, на ваш взгляд, заключается лучший способ повысить личную дорожно-транспортную безопасность?
4. Какую роль может сыграть вождение велосипеда для подготовки грамотного водителя мотоцикла или автомобиля?
Задания
1. Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, с помощью которых регулируется движение пешеходов на дорогах и на улицах. Запомните их.
2. Вспомните или найдите в средствах массовой информации вашего региона пример крупного дорожно-транспортного происшествия. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос: можно ли было избежать данного ДТП?
3. Используя пройденный на уроках ОБЖ в 5—9 классах материал, подготовьте сообщение на тему «Правила поведения в железнодорожном транспорте».
4. Используя Интернет и средства массовой информации, а также специальную литературу, подготовьте сообщение на тему «Наиболее частые причины несчастных случаев с велосипедистами».
При лесном возгорании ни в коем случае нельзя: бежать, если загорелась одежда, лучше сбросить одежду или загасить её, катаясь по земле; й входить в лес в зону пожара.
Выводы
1) При внезапных землетрясении, наводнении, буре, смерче, урагане, лесном пожаре в любой сложившейся обстановке необходимо действовать уверенно, не допускать излишней спешки и суеты.
2) В условиях чрезвычайных ситуаций природного характера прежде всего нужно правильно оценить обстановку.
3) Наиболее опасны первые несколько часов после землетрясения.
4) Выходить из зоны лесного пожара необходимо навстречу ветру.
Вопросы
1. Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего проживания о чрезвычайных ситуациях?
2. В проведении каких мероприятий будет участвовать население (в том числе и вы) при объявлении угрозы наводнения?
3. Какие разновидности лесных пожаров вы помните из материала, пройденного ранее? Как необходимо действовать при каждой из разновидностей лесных пожаров?
4. В условиях каких чрезвычайных ситуаций вам приходилось жить? В чём проявлялось их негативное воздействие на вашу жизнедеятельность?
Задания
1. Сделайте сообщение на тему «Комплекс мероприятий для обеспечения личной безопасности от чрезвычайных ситуаций природного происхождения, наиболее характерных для региона вашего проживания».
2. Составьте и запишите алгоритм ваших действий в случае возникновения урагана.
3. С помощью справочной литературы, материалов из средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Типичные причины возникновения лесных пожаров».
4. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Защитные работы при возникновении лесных пожаров».
§10. Характер современных войн и вооружённых конфликтов
В настоящее время характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
Анализ вооружённых конфликтов, имевших место в 90-х гг. прошлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооружённые конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.
Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации’ наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию с вооружённых конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а также её союзников в соответствии с международными договорами.
В связи с этим современная война может быть локальной, региональной, крупномасштабной.
Локальная война — война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).
Вопросы
1. Какие известные войны XX в. можно отнести к несправедливым (для стороны, совершившей нападение), а какие — к справедливым (для обороняющейся стороны)?
2. Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?
3. Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?
4. Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?
Задания
1. Обоснуйте необходимость в современных условиях укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности морально-психологической подготовки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.
2. Подберите материалы из специальных изданий и подготовьте сообщение на тему «Ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника (на примере одной из войн или одного из военных конфликтов)».
§ 12. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.
Основные права и обязанности граждан Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на ряд других компенсаций и льгот. Граждане Российской Федерации обязаны:
к соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области безопасности;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов