ОБЖ. 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
Учебник написан в соответствии с ФГОС основного общего образования и рабочей программой «Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы».
В книге рассмотрены основные виды активного отдыха на природе, дальний и выездной туризм. Главное внимание уделено вопросам обеспечения безопасности в природных условиях: ориентированию на местности и правилам движения по маршруту, акклиматизации в различных климатических условиях, поведению при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Рассмотрены вопросы оказания первой помощи в походах, а также влияния природной и социальной среды на здоровье человека.

Формат: pdf

ОБЖ. 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Дорогие читатели! Мы продолжаем изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», постепенно расширяя ваши знания и умения в области безопасности.
В 5 классе на уроках ОБЖ вы познакомились с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в повседневной жизни в городских условиях, и с правилами поведения в этих ситуациях. Мы надеемся, что уроки не были для вас бесполезными, что вы сделали из них соответствующие выводы и сформировали свою систему безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города.
На страницах этого учебника мы познакомим вас с основными правилами обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе.
Современный человек всё более глубоко осознаёт необходимость общения с естественной природной средой, которое помогает ему отдохнуть от шума и суеты городской жизни, поправить своё здоровье и получить запас бодрости для повседневной жизни и работы.
Чтобы отдых на природе принёс максимальную пользу, а не обернулся бедой, к нему необходимо хорошо подготовиться.
На страницах учебника вы познакомитесь с правилами ориентирования на местности, определения своего местонахождения и движения по маршруту в заданном направлении. Вы узнаете о различных видах активного отдыха и турпоходах, об особенностях подготовки к ним и обеспечения личной безопасности в условиях походной жизни.
Учебник расскажет об опасных ситуациях, с которыми человек может встретиться в природных условиях, и о безопасном поведении в таких ситуациях. Вы познакомитесь с правилами оказания первой помощи в природных условиях.
Авторы надеются, что вы внимательно изучите все материалы учебника, сделаете для себя правильные выводы и сумеете внести определённый вклад в свою индивидуальную систему безопасности и здорового образа жизни.
Почему человек должен беречь окружающую его природную среду? Составьте на эту тему небольшой рассказ (5—10 предложений). Запишите его в дневник безопасности.
Начните вести дневник безопасности: в течение года описывайте там различные ситуации, которые случаются с человеком в природных условиях. Факты можете взять из прочитанных книг (например, из романов Ж. Верна «Таинственный остров» и Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»), сети Интернет, газет, журналов и, конечно, из личного опыта. Кроме краткого описания ситуации, дайте оценку поведения в ней героя рассказа или вашего поведения и сделайте вывод: что было сделано верно, а что неправильно.
При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.
Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.
Способы определения сторон горизонта
Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.
Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.
Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас. Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.
В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».
Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.
Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта выбранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчёт движения по маршруту. Расчёты оформляют на карте или в специальной таблице.
Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута, точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2, конечная точка маршрута.
Перед тем как разжечь костёр, надо заготовить растопку из мелких сухих еловых веточек, бересты, смолы хвойных деревьев, сухого мха, травы, лишайника, стружек, лучины. В сырую погоду растопку делают из срединной части расколотого топором сухостоя. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают, а сверху по мере разгорания аккуратно кладут более толстые дрова.
В дождливую погоду костёр разводят под прикрытием накидки или плаща, который держат двое туристов. Чем сильнее ветер или дождь, тем плотнее укладывают растопку и дрова на костре. (О типах костров см. в Приложении 1.)
В сырую холодную погоду можно (если позволяет запас дров) разложить два костра. Первый — для приготовления пищи, второй — для просушивания одежды и снаряжения (рядом с ним ставят палки, на которые можно повесить промокшие вещи). Около этого костра обязательно нужно поставить дежурного, который будет поддерживать огонь и следить за тем, чтобы вещи не сгорели.
Обувь ставится к огню внутренней частью (не подошвой). После сушки обувь должна оставаться слегка влажной и мягкой, но её нельзя доводить до твёрдого состояния.
Снаряжение для различных видов походов
турпохода: средства передвижения туристов (велосипеды, лодки, лыжи), средства страховки (верёвки, спасательные жилеты) и др. Необходимой принадлежностью снаряжения туриста является аптечка первой помощи.
Туристское снаряжение должно отвечать ряду общих требований: быть надёжным, прочным, удобным и лёгким. Вес группового снаряжения в пешем походе на одного человека не должен превышать 4 кг (для девочек) и 5 кг (для мальчиков).
В зависимости от погодных условий одежда туристов может быть разной. Так, одежда туриста в летнем походе может состоять из комплекта нижнего белья, брюк из плотной шерстяной или хлопчатобумажной ткани (джинсов), рубашки-ковбой-ки. На случай жары следует взять шорты, майку и купальный костюм (плавки); на случай непогоды — штормовой костюм и накидку. Головным убором обычно служит шапочка из светлой материи с большим козырьком. В районах, где много комаров или мошкары, понадобится накомарник. Если лето прохладное, то необходим шерстяной свитер. Для холодной погоды необходима лёгкая вязаная шапочка.
проверьте себя
Почему активный отдых на природе приобретает всё большую популярность у жителей городов? Обоснуйте свою точку зрения.
Какие требования к обеспечению безопасности необходимо учитывать при подготовке к активному отдыху на природе?
Для чего проводится изучение района похода на природу и что при этом определяется?
Что должно входить в личное снаряжение туриста?
Запишите в дневнике безопасности наиболее важные, по вашему мнению, правила безопасного поведения туриста в походе. Напротив каждого правила укажите, к чему может привести его несоблюдение. Ответ оформите в табличном виде.
Найдите в Интернете 1—2 примера, когда дети ушли одни без взрослых в турпоход и там потерялись. Сделайте свои выводы из этих печальных случаев. Подготовьте сообщение.
Экипировка для лыжного похода
В зимних походах туристы-лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия и переносить большие физические нагрузки.
Чтобы принять участие в многодневном лыжном походе в трудных зимних условиях, нужна серьёзная и длительная подготовка. Необходимо отработать определённые элементы прохождения маршрута, организацию привала, ночлега, преодоление различных препятствий. Проводить такую подготовку необходимо, продвигаясь от простого к сложному, постепенно накапливая опыт и навыки походной жизни в зимних условиях. Подготовка к лыжным походам должна учитывать основные опасные факторы. Это прежде всего короткий световой день, низкая температура воздуха, сильный ветер, глубокий снег.
Однако начинать подготовку к лыжным походам следует с укрепления своего физического здоровья и закаливания организма. Об этом вы узнали в 5 классе. Для подготовки к лыжному походу нужна и специальная тренировка, которая выработает устойчивость к длительному пребыванию на морозе, умение дышать холодным воздухом и не простудиться. Кроме того, необходимо приобрести навыки длительного передвижения на лыжах, овладеть техникой подъёмов, спусков, поворотов.
Модуль 1 Раздел первый
Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.
Для водного туризма используются различные виды лёгких гребных судов, наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долблёнки, плоскодонки и суда местной постройки.
Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на корпусно-разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.
Подготовка к водному путешествию
Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой всё, что может потребоваться для её ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвёртку, клещи, деревянный молоток и др.
Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом её необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить отвёртка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.
При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того, нужно помнить, что в таёжной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места — там меньше комаров.
Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку, где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове — ночью уровень воды может подняться.
Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов