Русский язык. Методические рекомендации. 1 класс. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е

Оценить эту страницу

Этот учебник разработан в помощь преподавателю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса и их реализация в УМК для 1 класса авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам обучения в 1 классе, примеры разработок уроков.

Формат: pdf

Русский язык. Методические рекомендации. 1 класс. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНИКА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ В УЧЕБНИКЕ
В соответствии с программой 1 класса материал учебника представлен тремя основными темами: «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы».
Ведущей единицей курса, на основе которой изучаются все другие темы, является предложение.
Структура всех тем учебника инвариантна — она выдерживается в единой, строго определённой логике: каждая тема открывается шмуцтитулом, в её структуру также включены следующие разделы: «Проверим себя и оценим свои достижения», «Знаете ли вы, что...», «Наши проекты» .
Шмуцтитул — это страница, на которой прописаны содержание, цели и задачи изучения конкретной темы (с. 3, 31, 61). Назначение этой страницы — дать детям общее представление о содержании темы, целях и задачах её изучения, о том, чему они будут учиться, работая по данной теме, и чему могут научиться, какое эта тема имеет значение для того, чтобы научиться грамотно и выразительно говорить и писать по-русски.
Цель работы со шмуцтитулом — формировать положительное отношение к изучению русского языка, включить первоклассников в обсуждение значения работы по теме.
Основная форма работы — совместная деятельность учителя и учащихся. Работа с этой страницей предполагает возможность включения в учебную деятельность учащихся такой формы, как экспериментирование-шутка.
Например:
• работая по теме «Предложение», можно предложить первоклассникам представить и рассказать, что бы произошло (или ничего бы не произошло), если бы из всех знаков препинания остались только точки; только вопросительные знаки;
• работая по теме «Звуки и буквы», представить и озвучить, что произойдёт, если все слова произносить с ударением на первом (или на втором и т. д.) слоге и т. п.
Раздел «Проверим себя и оценим свои достижения» завершает каждую тему учебника (с. 30, 47, 60, 74, 85, 97, 109, 113).
В этом разделе представлены проверочные работы и тесты. Это даёт возможность учащимся проверить и оценить свои знания по конкретной теме, выявить возможные затруднения, ошибки, которые предстоит исправлять.
Упражнения этого раздела формируют элементы самоорганизации и самоконтроля в учебной деятельности первоклассника, чувство ответственности и соответствующий стиль работы.
Раздел «Знаете ли вы, что...» знакомит учащихся с проблемами взаимопроникновения русского языка и языков других народов, рассказывает о сохранении в русском современном языке слов, пришедших к нам из древнерусского языка, об обогащении нашего языка новыми словами.
Цель раздела — дать первоклассникам представление о том, что наш язык, с одной стороны, живёт и изменяется, а с другой — отражает в себе нашу историю, бережно и верно хранит бесконечное множество слов.
Работа с этой страницей не может ограничиться одноразовым её прочтением и обсуждением (с. 29, 59). К вопросу «Знаете ли вы, что...» целесообразно возвращаться в течение всего года при толковании значения слов (с. 50, 67, 96...)', при объяснении этимологии некоторых словарных слов (коньки, карандаш, арбуз, посуда и др.) или при создании соответствующей речевой ситуации.
Например, при изучении темы «Предложение» можно предложить учащимся записать предложения с доски и поставить в конце предложений «удивительный» знак препинания.
Перед выполнением задания обсудить, о каком знаке препинания идёт речь. После записи предложений попросить детей прочитать их и объяснить, какую они выбрали интонацию произнесения этих предложений.
Для организации внеклассной работы в учебник включён раздел «Наши проекты». Цель проектов — всемерно способствовать речевому развитию младших школьников, их дара — интуитивного владения родным языком.
Проекты ориентированы на формирование речи содержательной, соответствующей предмету высказывания, выразительной с точки зрения её словарного состава и интонации, индивидуальности, соответствия речевой ситуации.
Содержание проектов предполагает активное использование учащимися знаний и опыта работы со словом, которые они получили на уроках русского языка, решение социально значимых задач — активного использования различных источников информации (словарей, энциклопедий, интервьюирования взрослых и др.), формирования готовности и способности учащихся к общению, развития мотивов к творческому труду и поисковой деятельности.
1 Толкования значений слов можно посмотреть в толковом словарике рабочей тетради.
Работа над проектами формирует умения работать вместе, в коллективе сверстников, со взрослыми, распределять обязанности, вести диалог, слушать и слышать окружающих, уважительно относиться к мнению других.
Тема проекта в 1 классе — «Сочиняем сказку».
Детям предлагается сочинить сказку про звуки и буквы (с. 140) и даётся совет о вариантах выполнения упражнения.
2.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УРОКА (СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ) И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Особенность методической системы учебника находит последовательное отражение в психолого-педагогической модели урока, представленной в учебнике по каждой теме.
Прежде всего отметим: психолого-педагогические модели построения уроков по всем темам включают общие подходы к организации учебного материала. Общность структуры и методического аппарата уроков обусловливает характер учебника как целостной педагогической системы.
Каждый урок раскрывается в определённой последовательности:
• целеполагание, актуализация знаний учащихся, их анализ в совместной деятельности учителя и учащихся применительно к цели урока и постановка проблемы;
• выполнение системы заданий, ориентированных на выявление нового знания по теме урока, соответствующего поставленной цели;
• проба сил учащихся — самостоятельная формулировка детьми узнанных ими в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т. д.;
• уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику; введение соответствующей терминологии;
• обобщение нового знания и уже имеющегося познавательного опыта по теме;
• выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и формирование практических умений по теме;
• подведение итогов (обсуждение результатов работы на уроке, возникших трудностей, способов их преодоления и т. д.).
Важным структурным элементом каждого урока в 1 классе является упражнение «Пишите красиво». Цель таких упражнений — продолжение систематической работы над каллиграфическими навыками, образом буквы, развитием мелких мышц кисти руки.
Кроме того, эти упражнения содействуют нравственному и эстетическому развитию первоклассников, достижению таких личностных результатов, как аккуратность, трудолюбие, добросовестность, ответственное отношение к выполнению работы, формируют чувство ритма.
Общность структуры и методического аппарата учебника по всем темам и ориентация не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, обеспечение личностных и ме-тапредметных результатов обучения младших школьников придаёт учебнику характер целостной педагогической системы.
Каждая часть представленной модели решает определённые задачи обучения и развития первоклассников, формирования личностных, предметных и метапредметных результатов.
Целеполагание, актуализация знаний учащихся и постановка проблемы имеют в виду не простое припоминание и воспроизведение имеющегося познавательного опыта по изучаемой теме. Актуализация знаний предполагает анализ этого опыта в связи с содержанием и условиями новой учебной задачи (новой учебной цели), строгий отбор тех знаний (понятий, их признаков, сведений о языке, способов деятельности — учебных действий, алгоритмов, справочных материалов, источников информации и т. д.), которые необходимы для успешного решения новой учебной задачи (для достижения новой учебной цели).
Установление этих связей подводит учащихся к пониманию невозможности решать новую учебную задачу, опираясь только на тот опыт, которым они в данный момент располагают. По сути, речь идёт об осознании школьниками возникающей проблемной ситуации и о понимании её сути. Знание учащихся о своём незнании (а именно этим характеризуется проблемная ситуация) способствует пониманию ими смысла предстоящей работы, её значимости, осознанию того, что они подготовлены к её успешному выполнению, к осознанию, что именно из предшествующего опыта реально поможет им, а что необходимо узнать нового, чтобы успешно решить поставленную учебную задачу.
В целом актуализация знаний обеспечивает не только эффективное достижение предметных результатов конкретного урока, но и формирование личностных и метапредметных результатов обучения, помогает научиться сравнивать и отделять знания от незнания, например, из букварного периода дети знают: наша речь состоит из предложений, а предложения — из слов. Актуализация этих знаний помогает учащимся понять, что их недостаточно, чтобы решить проблему урока: всегда ли группа слов составляет предложение?
Актуализация знаний помогает:
• понимать и сохранять цель урока, понимать соответствующую ей последовательность предлагаемых учебных заданий;
• использовать:
— интуицию и чувство языка (обращаться к лингвистическим способностям);
— знания по теме как основу для поиска нового знания и решения новых учебных задач;
— речь как средство учебного диалога;
• формировать положительные устойчивые мотивы учения, творческого поиска.
Иными словами, актуализация знаний помогает учащимся осознать и принять цель урока, формирует положительную мотивацию работы на уроке, вызывает интерес к поиску ответов на возникающие вопросы.
Поставленная таким образом цель урока становится для первоклассников содержательной (имеющей смысл), мотивированной (подготовленной предшествующим опытом) и воспринимается учащимися как условие успешного планирования предстоящей учебной работы и достижения своевременных положительных результатов её выполнения.
Постановка и обсуждение цели урока помогает первоклассникам:
• начинать работу с постановки (с понимания) цели её выполнения;
• устанавливать связь цели работы с содержанием и формулировкой выполняемых заданий;
• проверять себя в процессе выполнения упражнения;
• соотносить объём предстоящей работы с тем временем, за которое она должна быть выполнена (самостоятельно или совместно с учителем управлять темпом выполнения работы);
• проверять итоги выполнения работы (сравнивать результаты выполненной работы с поставленной целью и ожидаемыми результатами); в случае необходимости вносить в результаты коррективы.
Вместе с тем актуализация знаний и постановка цели представляет для младших школьников (особенно в 1—2 классах) значительные трудности. Учащиеся ещё не готовы самостоятельно наметить и выявить общее между уже известными языковыми фактами (знаниями, умениями, навыками) и новой учебной задачей, перестроить свой познавательный опыт по изучаемой теме применительно к новой ситуации, сформулировать актуальную цель (поставить проблему).
Актуализация знаний и постановка цели неразрывно связаны с изучением нового учебного материала и составляют его органическую часть.
Изучение нового учебного материала организуется в учебнике через систему заданий, выполняя которые (в совместной деятельности с учителем, в группе или самостоятельно) учащиеся приходят к обобщениям (формулировке выводов, определений, алгоритмов и способов деятельности, к созданию моделей изучаемых фактов языка и т. д.), соответствующим поставленным целям урока.
Система заданий этой части урока выстраивается в строго определённой логике. Её цель — взаимообусловленное, взаимодополняющее достижение предметных, личностных и метапредметных результатов и, как сверхзадача, обучение первоклассников самостоятельности, подготовка к ней.
Практически каждое задание сопровождается системой вопросов — аналитическими планами1. Их назначение:
• способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы;
• помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести сведения, необходимые для выполнения упражнения, выбрать способы деятельности;
• раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата;
• поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях;
• формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;
• способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.

[свернуть]

Похожие страницы