ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по химии

Оценить эту страницу

Всероссийская проверочная работа по ХИМИИ
ОПИСАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ 11 класс подготовлено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1. Назначение всероссийской проверочной работы по химии
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки образовательных достижений выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне.
2. Документы, определяющие содержание ВПР
Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень...

ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по химии.

11 класс. Описание проверочной работы по химии.

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР
На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень требований, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).
Разработка ВПР по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:
— ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);
— учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;
— проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
ВПР-2019 ХИМИЯ. 11 класс
4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы
Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.
В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким и развернутым ответом. Их порядковые номера 1-8, 11, 12, 15.
В работе содержится 4 задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:
— составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;
— объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;
— моделировать химический эксперимент на основании его описания.
Включенные в работу задания условно распределены по четырем содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания
в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (табл. 1).
8. Дополнительные материалы и оборудование
В процессе выполнения работы учащийся использует следующие дополнительные материалы:
— Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
— таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
— электрохимический ряд напряжений металлов;
— непрограммируемый калькулятор.
9. Обобщенный план варианта ВПР по ХИМИИ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
11 Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Виды химических связей в молекулах органических соединений.
12 Характерные химические свойства: -углеводородов: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов; -кислородсодержащих соединений: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые, кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; — азотсодержащие вещества: амины, аминокислоты и белки
13 Взаимосвязь между основными классами органических веществ.
14 Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Предельно-допустимая концентрация вещества.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ХИМИИ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по химии (далее — кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание всероссийской проверочной работы. Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).
Кодификатор состоит из двух разделов:
— раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках всероссийской проверочной работы по химии»;
— раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования по химии».
В кодификатор не включены требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках всероссийской проверочной работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
1.1. Современные представления о строении атома
1.1.1 Атом. Состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Атомные орбитали. Особенности строения электронных оболочек атомов s- , р-и J-элементов (на примере химических элементов первых четырех периодов).
1.1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам
1.2 Вещество
1.2.1 Чистые вещества и смеси. Качественный и количественный состав вещества. Химическая формула. Моль. Молярная масса и молярный объем.
1.2.2 Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь
1.2.3 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов
1.2.4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
1.2.5 Многообразие веществ: изомерия, гомология, аллотропия
1.3. Химическая реакция
1.3.1 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
1.3.2 Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения
1.3.3 Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Катионы и анионы.
1.3.4 Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
1.3.5 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
1.3.6 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
2.1 Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)
2.2 Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Ряд активности металлов. Общие способы получения металлов
2.3 Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
2.4 Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
2.5 Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
2.6 Характерные химические свойства кислот
2.7 Характерные химические свойства солей: средних, кислых (на примере гидрокарбонатов)
2.8 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
3.1 Классификация и номенклатура органических соединений
3.2 Теория строения органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений
3. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Химические свойства и получение. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ
3.4 Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Химические свойства и получение кислородсодержащих соединений
3.5 Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Химические свойства и получение азотсодержащих соединений
3.6 Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Способы получения и применение полимеров
3.7 Взаимосвязь различных классов органических веществ
4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
4.1 Научные методы познания веществ и химических явлений: наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез
4.2 Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании
4.3 Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений
4.4 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
5.1 Химия и здоровье. Химия и пища. Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
5.2 Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК)
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, достижение которых проверяется заданиями Всероссийской проверочной работы по химии
Код требований Описание требований к уровню подготовки, достижение которого проверяется в ходе ВПР
1. Знать/понимать:
1.1 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализатор, химическое равновесие, изомерия, гомология;
1.2 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон;
1.3 основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
1.4 важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; основные неметаллы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этан, этилен, ацетилен, бензол, толуол, этанол, глицерин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы
2. Уметь:
2.1 называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
2.2 определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
2.3 характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
2.4 объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных
2.5 составлять формулы веществ изученных классов; уравнения реакций изученных типов (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных)
2.6 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
2.7 проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
2.8 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
3.2 определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
3.3 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
3.4 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
3.5 безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
3.6 приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
3.7 критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
3.8 понимания взаимосвязи химии с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

[свернуть]

Похожие страницы