ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по физике.

ОПИСАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ. 11 класс
подготовлено федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне.
2. Документы, определяющие содержание ВПР
Содержание всероссийской проверочной работы по физике определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089«Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по физике.

ВПР 2019г., 11 класс. Описание проверочной работы по физике.

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР
На основании ФК ГОС базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов действий, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).
Структура проверочной работы отражает необходимость проверки всех основных требований к уровню подготовки выпускников по курсу физики базового уровня. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. Отбор содержания курса физики для ВПР осуществляется с учетом общекультурной и мировоззренческой значимости элементов содержания и их роли в общеобразовательной подготовке выпускников.
В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики. Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия, находить определения физических величин или понятий, узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные признаки в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах, работать с физическими моделями, использовать физические законы для объяснения явлений и процессов, интерпретировать графики зависимости физических величин, характеризующие процесс и применять законы и формулы для расчета величин.
Следующая группа из трех заданий проверяет сформированность методологических умений. Первое задание оценивает умения снимать показания физического прибора с учетом заданной погрешности измерений или определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины. Второе задание проверяет умения выделять цель проведения опыта по его описанию или делать вывод на основании данных опыта. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.
Далее предлагается группа из трех заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Первое задания предлагает учащимся либо определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта) или определить какое физическое явление лежит в основе процессов, встречающихся в окружающей жизни. Далее идут два контекстных задания. Здесь предлагается описание какого-либо устройства или выдержка из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений учащимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.
Последняя группа из трех заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющегося запаса знаний.
4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы
Каждый вариант ВПР включает 18 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работу включено 11 заданий, ответы к которым представлены в виде набора цифр, символов, букв, слова или 2-3 слов. В работе содержится 7 заданий с развернутым ответом, которые различаются объемом полного верного ответа — от нескольких слов (например, при заполнении таблицы) до 3-4 предложений (например, при описании плана проведения опыта).
При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают элементы содержания из разных разделов, задания 1518 строятся на основе текстовой информации, которая может также относится сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.
Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики
Раздел курса физики
Количество заданий
Механика 4-6
Молекулярная физика 3-5
Электродинамика 4-6
Квантовая физика 1-4
ИТОГО 18
Проверочная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.
Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий.
Основные умения и способы действий Количество заданий
Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов 5
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел 4
Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний 3
Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на 3
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями всероссийской проверочной работе по физике
1 ФИЗИКА И МЕТОДЫ НА УЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1 Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы
1.2 Моделирование физических явлений и процессов
2 МЕХАНИКА
2.1 Механическое движение и его виды. Равномерное прямолинейное движение
2.2 Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение
2.3 Законы динамики: первый закон Ньютона, принцип суперпозиции сил, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона
2.4 Всемирное тяготение, закон всемирного тяготения
2.5 Законы сохранения в механике: закон изменения и сохранения импульса
2.6 Законы сохранения в механике: кинетическая энергия, потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести, закон изменения и сохранения механической энергии
3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
3.1 Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства
3.2 Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества
3.3 Модель идеального газа. Давление газа
3.4 Уравнение состояния идеального газа
3.5 Строение и свойства жидкостей и твердых тел
3.6 Первый закон термодинамики
3.7 Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
4.1 Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда
4.2 Электрическое поле
4.3 Электрический ток
4.4 Магнитное поле тока
4.5 Явление электромагнитной индукции
4.6 Электромагнитные волны. Волновые свойства света
4.7 Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение
5. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ
5.1 Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм
5.2 Квантовые постулаты Бора
5.3 Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра
5.4 Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Закон радиоактивного распада
5.5 Солнечная система
5.6 Звезды и источники их энергии
5.7 Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется заданиями всероссийской проверочной работы по физике
1 Знать/Понимать:
1.1 смысл физических понятий
1.2 смысл физических величин
1.3 смысл физических законов
2 Уметь:
2.1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел
2.2 объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний
2.3 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных
2.4 проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов
2.5 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
2.7 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов